Заведующему операционного отделения пензенского военного госпиталя врачу высшей категории Сабиру Гафуровичу Абдрохманову исполнилось семьдесят.
Сорок шесть лет своей жизни доктор посвятил хирургии. Он и по сей день продолжает оказывать медицинскую помощь как военным, так и гражданским лицам. Благодарные пациенты обратились в редакцию с просьбой поздравить Сабира Гафуровича и пожелать ему крепкого здоровья и долгих лет жизни. Примите, доктор, поздравления! Для нас же это событие послужило поводом, чтобы подробнее рассказать об опытном хирурге.
- В медицину я пришел случайно, - вспоминает Сабир Гафурович. - После школы планировал поступать в политехнический, так как очень легко давались математические науки. Но, когда окончил десятый (выпускной) класс, мой лучший друг уговорил подать вместе с ним документы в медицинский вуз. У нас в Астрахани, где я родился, очень хороший медуниверситет. Я поддался на уговоры и поступил. С тех самых пор, с 1966 года, моя жизнь связана с медициной.
- В Пензу приехали по распределению?
- Да. В 1972 году приехал в Пензу и стал работать интерном в больнице скорой помощи на улице Пионерской, которая в те времена была очень знаменита и славилась сильными хирургами, такими как Зинаида Сергеевна Темногрудова, Геннадий Ильич Демидов - корифеи, которых знает вся Пенза. Я был первым учеником Демидова, безмерно благодарен Геннадию Ильичу и по сей день. Он дал путевку в жизнь многим пензенским хирургам.
Геннадий Ильич - достойнейший пример терпеливого учителя, бескорыстно передающего все свои знания. Ему сейчас за восемьдесят, и он несколько лет уже не оперирует.
Помню несколько сложных случаев в своей практике (уже в военном госпитале работал), когда были нужны совет и помощь Геннадия Ильича. Он никогда не отказывал, а приезжал и помогал. На Пионерской я проработал 14 лет, а в 1984 году пошел работать гражданским хирургом в военный госпиталь.
- Больницу скорой помощи в те времена действительно называли школой жизни для хирургов?
- Школа для хирургов там была колоссальная. В больнице располагались два хирургических отделения, два травматологических, кардиологическое и нейрохирургическое, соответственно практически все пациенты нуждались в экстренной помощи. К тому же больница была дежурной шесть дней в неделю, поток больных - постоянный.
Именитые доктора брали нас на все операции. Практика оказывалась весьма насыщенной, поэтому молодые хирурги быстро учились и с хорошей подготовкой были готовы к самостоятельному врачеванию. Больница скорой помощи являлась настоящей кузницей хирургов.
- Почему выбрали именно хирургию?
- Я даже как-то и не задумывался. На шестом курсе студенты с хорошей успеваемостью могли выбрать хирургию, гинекологию, общую практику. Сразу выбрал хирургию.
- Профессия хирурга подходит больше мужчинам или женщинам?
- Хирургия - тяжелый труд, требующий полной отдачи, а у женщины все-таки главное предназначение - хранить очаг, заниматься детьми. А в нашей работе запросто могут вызвать из дома среди ночи. Но, несмотря на это, женщины-хирурги трудятся наравне с мужчинами и как-то еще успевают заниматься домашними делами.
А какие первоклассные специалисты среди них! Помню, когда начинал работать в Пензе, восхищался Юлией Михайловной Бараковой - она, кстати, была ординатором Зинаиды Сергеевны Темногрудовой. Обе эти женщины - классные хирурги.
Но женщинам в этой профессии нелегко, особенно если совмещать ее с заботами по дому.
- Есть разница между военными и гражданскими пациентами?
- Никакой абсолютно. Единственная разница - военнослужащего надо быстрее поставить на ноги, чтобы вернуть в строй.
- Раненых оперировали?
- Было дело. Я тогда начинал работать в госпитале, и к нам поступил солдатик с ранением в сердце. В то время в Терновке располагался саперный батальон. Мне позвонили домой, вызвали в госпиталь. В итоге солдата поставили на ноги.
- Случалось жалеть о выборе профессии?
- Никогда. К тому же мне очень везло с коллегами, всегда окружали и окружают очень хорошие люди. По-другому и не должно быть. Как работать с человеком, которому не доверяешь?! Особенно это важно в медицине, где от слаженности действий медиков зависит жизнь человека.
- Сабир Гафурович, вы почти пятьдесят лет посвятили медицине, вам есть с чем сравнивать прошлое хирургии с ее настоящим. Поделитесь своим мнением.
- Сегодня хирургия заметно шагнула вперед. Когда я начинал, мы и представления не имели о такой технике, которую хирурги используют в настоящее время. Сегодня делают лапароскопические операции, нас же учили полостным.
- А есть больные, которым лапароскопические операции противопоказаны?
- Вы правы, есть такие пациенты. Дело в том, что при лапароскопических операциях в брюшину вводится воздух, а если у человека имеется сопутствующее заболевание, например больное сердце, лапароскопия может навредить: воздух будет давить на диафрагму, она - на сердце.
Если пациенту планируют делать лапароскопию, а несколькими годами ранее ему проводили операцию на органах брюшной полости, а значит, у больного могут быть спайки, - стоит хорошо подумать, применять ли современный метод или же надежнее сделать полостную операцию. И таких пациентов предостаточно, особенно среди людей старшего поколения. Какой бы современной ни была аппаратура, хирург есть хирург - он обязательно должен иметь навык оперировать только с помощью собственных рук.
- Одним словом, полостная хирургия никогда себя не изживет…
- Совершенно верно.
- Готовы к «переезду» госпиталя в Терновку? (в рамках национального проекта «Здравоохранение» в Пензе на территории бывшей воинской части в Терновке будет расположен новый современный военный госпиталь, оснащенный по последнему слову техники. - Прим. ред.).
- Конечно, хотелось бы поработать в современных и комфортных условиях. Кстати, я живу в двух шагах от строящегося госпиталя, поэтому даже если и не буду там работать, приходить в гости к своим любимым коллегам смогу каждый день.
- О чем мечтали в детстве?
- Да ни о чем не мечтал. Жил. Радовался жизни. Семья у нас была большая и дружная, пять человек детей, я самый старший. Мама - домохозяйка. Отец был кочегаром на тепловозе, потом работал машинистом - он заслуженный работник железной дороги.
Умер папа три года назад. 10 мая справили мы его 95-летие в Астрахани, а 17-го позвонил брат и сообщил о кончине. Отец был участником ВОВ, закончил войну в Венгрии. Родители всем своим детям дали высшее образование. Один из братьев - тоже доктор, работал военным врачом на Байконуре, сейчас живет в родительском доме.
- Дети пошли по вашим стопам?
- Нет. У меня трое сыновей, двое из них подполковники, они родились от первого брака, а третий сын, от второго, - программист на радиозаводе. Кстати, обе мои жены русские. Никогда не думал, что в моей жизни будет два брака, ведь в моем роду так не принято, да и сам я противник разводов. Но вот так сложилась жизнь.
- Чем увлекаетесь в свободное время?
- Я состою в обществе охотников, люблю рыбалку, с удовольствием провожу время на даче, люблю с семьей, друзьями выезжать на природу.
- Что цените в людях больше всего?
- Порядочность.
- Слышала, что вы очень отзывчивый человек и часто к вам обращаются за помощью не как к врачу, а просто как к другу...
- Помогаю людям чем могу и никому не отказываю, ведь зачем мы живем? Чтобы помогать!
Александра Королева
«Наша Пенза», № 32, 7 августа 2019 г.