В художественной литературе есть список так называемых «вечных» проблем. Далекая от поэзии и искусства суровая реальность вносит в него свои существенные коррективы. В частности, действительно вечной можно назвать проблему аварийности на российских дорогах.
КАК НА ВОЙНЕ
Сводки с отечественных магистралей действительно напоминают вести с полей сражений войны. Достаточно привести одну цифру - за минувшее воскресенье на дорогах страны погибли 60 человек, ранены 557. Всего за один день!
Если взять эти цифры за средние (с погрешностями, конечно) и подсчитать годовую статистику, получатся потери, вполне сопоставимые с военными. В 2018 году в России в ДТП погибло население не самого маленького города, сравнимого с Нижним Ломовом или Никольском, - 18 214 человек.
Стоит, однако, отметить, что в целом по стране, да и по Пензенской области, до недавнего времени наблюдалась стойкая тенденция к снижению аварийности и смертности на дорогах. В сравнении с «пиковым» 2003 годом эти показатели уменьшились почти вдвое. Но в последнее время, как говорится, что-то пошло не так.
Как сообщил на одном из недавних оперативных совещаний в правительстве министр строительства и дорожного хозяйства региона Александр Гришаев, число погибших на дорогах региона с января по май увеличилось почти вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года.
И в июне подвижек к изменению ситуации явно не наблюдается. Ежедневно сводки пополняются новыми жуткими случаями. В Бессоновском районе на ФАД «Урал» произошло столкновение пяти машин. Погибли три человека, еще двое, в том числе шестилетний мальчик, госпитализированы. Еще одно массовое ДТП произошло в Нижнеломовском районе - один погибший, пять пострадавших.
НЕ В ДОРОГАХ ПРИЧИНА
Раньше принято было связывать высокую аварийность с так называемым сопутствующим фактором - плохим качеством дорожного полотна. Сейчас понятно, что этот фактор не главный. Дороги в регионе ремонтируются.
С каждым годом на выполнение нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» выделяется все больше средств. Как было отмечено на том же совещании, Пензенская область отмечена Правительством РФ в числе регионов, своевременно выполняющих требования национального проекта. Судя по приведенным выше данным, касающимся качества дорог, аварийность должна падать. Но нет - она растет. И не случайно глава региона не так давно высказал парадоксальную мысль, что, мол, мы строим дороги, а водители «гоняют» по хорошему полотну и бьются.
Хотя полностью исключать этот фактор нельзя. На днях в объектив авторегистратора попало ДТП на проспекте Победы в Пензе. Иномарка, следующая в дальнему ряду на приличной скорости, резко выруливает на встречную полосу и таранит другую машину.
Судя по комментариям, женщина-водитель иномарки пыталась объехать открытый люк. Конечно, во всем еще предстоит разобраться правоохранителям. Но, если люк действительно был открыт, те, кто за это отвечает, несомненно, должны нести ответственность.
И все же по статистике даже в местах, где дорожное полотно оставляет желать лучшего, главные причины ДТП совпадают с теми, которые приводят к авариям на хороших дорогах.
И действительно, нельзя говорить, что в регионе ничего не делается, - строятся и ремонтируются дороги, вешаются баннеры, обновляется разметка, обустраивается освещение, но ситуация не улучшается. Приходится вновь говорить о человеческом факторе.
АЛКОГОЛЬ И СКОРОСТЬ
Пресловутая культура поведения на дорогах как главный фактор при ДТП упоминается, в принципе, уже давно. Стоит отметить, что сейчас по Пензенской области, да и по России в целом, наблюдается всплеск правового нигилизма, выражающегося не только в поведении на проезжей части.
Например, регулярно в сводках фигурируют случаи сопротивления полицейским, в том числе и с нанесением им серьезных травм. Среди причин ДТП, захлестнувших регион, названы состояние опьянения у водителей, выезд на встречную полосу, управление неисправным транспортом, несоблюдение скоростного режима.
Вождение в пьяном виде, конечно, настоящий бич современности, еще один показатель правового нигилизма. Сотрудники ГИБДД проводят мероприятия по выявлению таких нарушителей. С 7 по 9 июня задержано 59 нетрезвых водителей, с 14 по 16 июня - 46 человек. На днях в Малой Сердобе возбудили уголовное дело в отношении местного 29-летнего жителя. Его задержали пьяным за рулем, когда на него уже были наложены административные санкции.
Ну и, конечно, как не вспомнить слова классика: «Какой русский не любит быстрой езды?» Некоторые ДТП, происходящие в регионе, просто поражают своей нелепостью. В ночь с 8 на 9 июня на перекрестке улиц Плеханова и Бакунина в Пензе лоб в лоб столкнулись два авто. Водители не поделили абсолютно пустую проезжую часть.
А в Сердобском районе легковушка на грунтовой дороге протаранила грейдер. То есть нередко даже мало-мальски сложных условий на дороге не нужно, чтобы случилась авария.
Печально, что в ДТП страдают дети. На днях, например, в Пензе на улице Тернопольской автомобиль под управлением 23-летнего водителя сбил женщину с двумя детьми. Все пострадавшие оказались в больнице.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Для того чтобы улучшить ситуацию на дорогах, нужны, безусловно, комплексные меры. Если браться за какой-то один аспект проблемы, ничего не получится. Например, одним из решений вопроса специалисты считают отказ от автомобилей в пользу более экономичных велосипедов. Но, если внедрять только одну эту меру, суровая действительность преподносит такие факты: в течение последней недели в Сосновоборске и Кузнецком районе погибли сбитые автомобилями велосипедисты.
Специалисты предлагают целый ряд мер. Некоторые давно известны и внедряются: строительство качественных дорог, повышение безопасности пешеходов с помощью световозвращающих элементов, развитие сети выделенных дорог (где пути авто и пешеходов не пересекаются) и трасс с разделенными ограждением полосами, развитие велосипедного движения и общественного транспорта.
Предлагаются и достаточно нестандартные решения. Например, восстановление водных путей. Впрочем, для нашего региона эта мера неактуальна. А вот самым действенным из предлагаемых решений видится ужесточение наказаний. Увы, но если пресловутая культура вождения прививается с трудом, то надо дисциплинировать водителей карательными мерами.
Кстати, ужесточение штрафов называется одним из способов снижения числа ДТП за последние 15 лет. Но, видимо, пришла пора двигаться дальше в этом направлении. В частности, предлагается сменить формулировку «не справился с управлением» на «убийство» для виновных в смертельных ДТП водителей. Также специалисты называют архаичной практику прекращения уголовного преследования нарушителей за подобные правонарушения по соглашению сторон.
К этому же виду мер стоит отнести развитие института водительских историй. Помните, когда делались проколы в правах во времена СССР? В ряде западных стран эта система действует и сейчас. Причем вплоть до пожизненного лишения водительского удостоверения.
ВЕРНУТЬ ИНСПЕКТОРОВ
Впрочем, кое-что в нашем регионе, как выяснилось, можно сделать быстро здесь и сейчас. На совещании губернатору доложили, что в регионе наблюдается нехватка инспекторов ГИБДД на дорогах. Это вызвало возмущение главы региона.
- Готовьте служебную записку в адрес начальника управления МВД и прокурора области. Давайте разбираться, почему такой большой некомплект, нет людей. Если водитель на дороге видит патрульную машину, он снижает скорость, - заявил он.
Также, по словам Ивана Белозерцева, необходимо устанавливать больше камер видеонаблюдения.
И все-таки эксперты отмечают, что культура вождения в России медленно, но растет. В частности, по сравнению с началом 2000-х годов кардинально изменилась ситуация с пропуском пешеходов на нерегулируемых переходах. Поэтому есть основания надеяться на лучшее. Конечно, должно меняться и сознание.
В психологии российского человека автомобиль по-прежнему остается признаком некого статуса, хотя на Западе этот стереотип давно в прошлом. Но путь перемен очень долгий и сопровождается, увы, потерей огромного числа человеческих жизней. Поэтому, видимо, чтобы повлиять на ситуацию здесь и сейчас, нужны жесткие меры.
Юрий Ильин
«Наша Пенза», № 26, 26 июня 2019 г.
Бред полный.