В Пензенском зоопарке выкармливают недавно появившегося на свет детеныша дикобраза.
«Как рождаются дикобразы? Будущей матери, наверное, больно вынашивать и затем воспроизводить на свет такое «милое» существо, утыканное сотнями длинных заостренных игл...», – этот вопрос интересует многих любителей дикой фауны. В Пензенском зоопарке знают на него ответ: процесс появления на свет детенышей у самки хохлатого дикобраза – кстати, близкого родственника бобра, нутрии и южноамериканской капибары – абсолютно безопасен для самой роженицы. Сотрудники секции млекопитающих Пензенского зоопарка не впервые принимают роды у этих крупных грызунов (а именно к ним относятся все дикобразовые. – Прим. авт.). Несколько лет назад здесь родился уникальный дикоб0аз-альбинос, а в мае этого года – вполне типичный по окрасу малыш: темно-коричневый с белесыми иголочками.
У новорожденных дикобразов спинные и хвостовые иглы еще мягкие – твердеют они лишь через несколько часов, поэтому при рождении малыши не причиняют никакого вреда своей колючей маме.
А вот иглы взрослого дикобраза достигают 50 см в длину (в среднем 30–40 см – норма
для животных, содержащихся в неволе). Они легкие, изнутри полые, но очень острые – укол может вызвать воспаление. При этом по природе миролюбивый грызун никогда не нападает первым: чтобы отпугнуть хищника, он трясет хвостом-погремушкой, издавая предупредительный легкий треск. Если это не помогает, то дикобраз поворачивается к противнику спиной и, ощетинившись иглами, пятится на него задним ходом, стараясь попасть в глаза или нос. Так «собрат бобра» защищает собственную жизнь: врагов в природе у него хватает. Особо ловкий хищник, например, азиатский леопард, способен заставить свою жертву открыть мягкий беззащитный живот, и иногда ему доводится распробовать вкусное мясо дикобраза, скрытое под игольчатой броней.
Вита Малкина
«Наша Пенза», № 22, 30 мая 2018 г.
Дикообраз на Невзорова похож, как и все его адепты.