В начале 2000-х я работал корреспондентом областного телевидения. Моим непосредственным руководителем был известный тележурналист Дмитрий Кириллович Вишневский. Человек огромной эрудиции, он как-то поделился историей, рассказанной ему писателем-краеведом Олегом Михайловичем Савиным.
На улице Володарского есть дом, в котором предположительно мог бывать поэт Сергей Есенин. Второй секретарь обкома КПСС Георг Васильевич Мясников ухватился за эту версию. Писателю он поставил конкретную задачу: «Докажешь, что здесь бывал Есенин, завтра же дом берем под охрану, а тебя представляем к ордену!» Но по неизвестным причинам дело как-то не пошло.
Между тем этот красивый кирпичный особняк XIX века под № 56 цел до сих пор. В нем располагаются подстанция скорой помощи, аптека и бар. История с пребыванием здесь в 1919 году великого русского поэта небезосновательна.
Дело в том, что в период Гражданской войны у Сергея Александровича был хороший приятель Григорий Колобов. Или просто Гриша по прозвищу «Почем соль». Он занимал важный пост председателя Всероссийской эвакуационной комиссии по делам пленных и беженцев, так называемого пленбежа.
По статусу Колобов имел в распоряжении персональный салон-вагон, в котором разъезжал по делам службы. Нередко с ним в путешествия по России отправлялся и Сергей Есенин. В салон-вагоне места хватало обоим, да и проезд в голодные дни Гражданской войны с совслужащим столь высокого ранга обеспечивал сытое и комфортное проживание.
Известно, что у Гриши Колобова в Пензе в доме на улице Лекарской (ныне Володарского) жила сестра. Нет ничего необычного в том, что высокопоставленный брат, проезжая через наш город, мог навестить сестру. Вполне вероятно, что вместе с Григорием навещал вышеназванный дом и его приятель Сергей Есенин.
Кстати, в 1919 году вместе с Есениным путешествовал и другой его друг Анатолий Мариенгоф, до этого живший в Пензе с 1913 по 1918 годы. У Анатолия в городе на Суре, как и у Колобова, оставалась родная сестра. Поэтому Мариенгоф тоже был заинтересован в посещении Пензы и мог уговорить друга Сережу сойти на пензенском перроне.
Есенин был человеком любознательным и с радостью бы ознакомился с новым городом. И еще. На наш Сурский край есть у него намек в великолепной, но, к сожалению, ныне малоизвестной драматической поэме «Страна негодяев».
В ней в первой части действие происходит на маленьком разъезде «уральской линии». А мы знаем, что станция Пенза-III до революции относилась к так называемой Рязано-Уральской железной дороге.
Далее в монологе персонажа Чекистова-Лейбмана имеется упоминание о мордве. А как известно, мордва - народ, проживающий в нашем регионе.
История с посещением Сергеем Есениным дома № 56 по улице Володарского пока только гипотеза. Но кто знает, возможно, есениноведы и историки когда-нибудь разгадают эту интригующую загадку.
Сергей Иллиев
«Наша Пенза», № 38, 20 сентября, 2017 г.
Фантазии провинциалов. Но даже если и заезжал, то что?