Известный пензенский путешественник-фрирайдер Вячеслав Морозов бросил вызов заснеженным кавказским хребтам и, забравшись на труднодоступную восточную вершину Эльбруса, куда не решаются ступить многие искушенные «горники», отметил свое экстремальное достижение головокружительным спуском на сноуборде в стиле бэк-кантри.
ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЕН...
Покорение двуглавого природного символа России стало одним из этапов мемориальной автоэкспедиции Пензенского отделения Русского географического общества под названием «География Победы».
Вступив в ряды участников Всероссийской военно-патриотической программы «Вахта Памяти - 2016», свою поездку пензенцы приурочили к 75-летию начала Великой Отечественной войны и 74-й годовщине героической обороны Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков.
- В этом году члены поисковой группы из Кабардино-Балкарии «Мемориал-Эльбрус» совместно с 34-й разведротой войск Южного федерального округа обнаружили здесь останки 31 советского солдата, погибшего в боях за Кавказ в жесточайшем противостоянии с альпийской горно-стрелковой дивизией вермахта «Эдельвейс».
Нас пригласили посетить места боевой славы красноармейцев и почтить память бойцов у мемориала Героям обороны Приэльбрусья. Вместе со мной туда отправились известные пензенские альпинисты Анатолий Разоренов и Николай Соломка, - рассказал Вячеслав Морозов. - Мы посетили братские воинские захоронения в Терсколе, а затем в память погибших бойцов совершили восхождение на восточную вершину Эльбруса со спуском на сноубордах не только с нее, но и с так называемого мотоциклетного кулуара.
Изначально нашей целью было именно двойное восхождение и двойной спуск за один день - такого прежде никто из альпинистов, а тем более фрирайдеров, не делал.
Несмотря на то, что восточная вершина на 21 метр ниже западной (5 621 метр над уровнем моря), технически она гораздо сложнее, и элемент риска там гораздо выше. Спуск с восточной вершины к «седлу» Эльбруса - места почти нехоженые, там очень сильный ветер и настолько низкая видимость, что даже на расстоянии вытянутой руки не видно собственных пальцев.
В отличие от «окультуренной» западной вершины, куда ходят 90 процентов туристов, никаких приспособлений для подъема и спуска альпинистов там нет в принципе. Человеческих следов тоже не было - мы шли «набело»: первый протаптывал тропу, остальные старались ступать след в след. Мне, к примеру, впервые пришлось забираться на вершину и спускаться оттуда с ледорубом в руках, чтобы наперед прощупывать выступы и провалы в снегу.
В два часа ночи мы выдвинулись из горного лагеря, а в 7:35 были на вершине. Погода при восхождении не баловала: сильный ветер, мороз минус 12 градусов - даже камера, на которую я начал снимать все происходящее, не выдержала, записала всего пару минут и замерзла. Да так, что не оттаяла до самого конца путешествия, - просто провидение какое-то!
ВОЙСКА «ЗАОБЛАЧНОГО ФРОНТА»
Группа пензенских фрирайдеров во главе с Вячеславом Морозовым вместе с поисковиками попыталась разгадать тайну гибели советской горно-стрелковой разведроты под командованием лейтенанта Гурена Григорьянца.
В августе - сентябре 1942 года в этих непроходимых местах она вела ожесточенные бои с «Эдельвейсом». Гитлеровцы - группа капитана Грота, укомплектованная выносливыми выходцами из Баварии и Австрии, - остервенело рвались к вершинам Эльбруса со стороны Горного Карачая (массива в Карачаево-Черкесской Республике), сумев захватить «Приют одиннадцати» - ключевую советскую базу на перевале (4 200 метров над уровнем моря).
- Сталин до последнего не верил, что немцы смогут пройти Большой Кавказский хребет, тогда как противник воспользовался тем же способом, что и великий русский полководец Суворов в Альпийском походе, - продолжает Вячеслав Морозов. - Рота Григорьянца столкнулась с гитлеровцами неожиданно, когда готовила обходной маневр, чтобы ударить по ним со стороны ущелья: на рассвете 28 сентября 1942 года рассеялся густой туман, и наши солдаты оказались лицом к лицу с противником. Немцы расстреляли их сразу автоматными очередями. Это стало ясно, когда в предполагаемом районе боев мы обнаружили отстрелянные гильзы - сплошь немецкие.
Советские боекомплекты были целы - нашлась даже граната в смазке! То есть наши бойцы вообще не успели ими воспользоваться... До сих пор останки советских солдат в большинстве своем не опознаны - по фрагментам скелетов это очень сложно сделать.
«КАВКАЗ ПОДО МНОЮ - ОДИН В ВЫШИНЕ...»
Путешествие пензенских экстремалов на Кавказ было посвящено еще двум значимым культурно-историческим датам: 175-летию со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова (Пензенцы взошли на гору Машук, у подножия которой в 1841 году состоялась роковая дуэль поэта с Николаем Мартыновым. - Прим. авт.) и 110-летию с момента основания Русским географическим обществом Первой российской ассоциации горных проводников-гидов.
Во все времена их набирали из числа горцев, в своих родных местах знающих каждый уступ, каждое ущелье и каждую узкую тропу между скалами и пропастью...
Анна Львова
«Наша Пенза», № 37, 14 сентября 2016 г.
Фото с сайта www.pixabay.com.