Даже людям суровых, мужественных профессий в свободное время не чужда лирика жизни. Для бывшего сотрудника управления уголовного розыска УВД Андрея Борисовича Дреняева музой-вдохновительницей стало коллекционирование старых новогодних и рождественских открыток.
В «Нашей Пензе» уже была статья об этом его увлечении (№ 1 от 3 декабря 2010 г., «Собирающий праздники»). Но тогда коллекционер основное внимание уделил новогодним открыткам. Теперь мы с ним побеседовали о рождественских.
Когда держишь в руках эти цветные и черно-белые прямоугольники, то чувствуешь, как сердце наполняется теплом и радостью.
Известный библейский сюжет - рождение Спасителя мира сего - удачно дополняют ветка с распустившимися бутонами цветов и три звенящих колокольчика. Умиление вызывает улыбчивая девчушка, наблюдающая за целующимися голубями. Прекрасен зимний пейзаж. Необычно празднично смотрится влюбленная пара - барышня с муфтой и молодой человек с зонтом.
- Рождественские открытки в дореволюционной России выпускались очень небольшими тиражами и встречаются довольно редко, - рассказывает Андрей Борисович. - Поэтому частенько россияне пользовались иностранными открытками. А во время Первой мировой войны поздравления с Рождеством писали на обычных фотоснимках. При советской власти с 1918 года выпуск рождественских открыток был прекращен, и до середины девяностых годов двадцатого века они не издавались.
Тем не менее, судя по надписям на обратной стороне, открытки с рождественскими сюжетами имели хождение еще в двадцатых годах, когда в стране уже вовсю велась атеистическая пропаганда.
Сейчас, спустя столетие, интересно читать и надписи на открытках с присущим тому времени особым слогом. «Поздравляю Вас с Высокоторжественным праздником Рождества Христова. Извечно Ваш Р. В. Косунов» - такое лаконичное послание отправил автор некоему Ивану Андреевичу Смирнову.
Любопытно, что разместил свою коллекцию Андрей Борисович отнюдь не в современных фотоальбомах, а в старых, ставших тоже уже своеобразными раритетами. Тем самым, по его мнению, сохраняется особый колорит прошлых лет.
Федор Чуланов
«Наша Пенза», № 2, 10 января 2013 г.