Ежегодно в г. Пензе проходят фестивали ветеранских хоров и ансамблей. Каждую весну старшее поколение пензенцев, убеленных сединой, с заслуженными орденами и медалями на груди выходит на сцены концертных залов, клубов, предприятий, вузов, школ, чтобы поделиться со зрителями своим увлечением и любовью к хорошей песне.
С ней они прошагали свой длинный жизненный путь через все испытания, выпавшие на их долю. О войне они знают не понаслышке: кто-то принимал участие в боевых действиях, кто-то трудился не покладая рук в тылу...
Всматриваясь в лица увлеченных певцов, думаю: у каждого своя судьба, свой жизненный путь, но объединяет их одна на всех любовь к Родине, которую пришлось защищать, и безграничная любовь к песне, музыке и умному красивому слову!
В хоре «Патриот» при клубе фронтовых друзей ЦПКиО им. В. Г. Белинского сегодня два участника ВОВ - А. А. Жаров и A. M. Осина.
Александр Александрович с первого дня войны оказался в пекле военных событий. Накануне войны он с сослуживцами находился в палаточном лагере подо Львовом. Готовились к параду, а 22 июня 1941 года к 10:00 уже занимали оборону в самом городе.
В руках у солдат одна саперная лопатка на двоих и по 20 патронов для винтовки. Враг же бомбит с самолетов, танки идут один к одному, а за ними автоматчики к плечу плечо... Отступали до Белой Церкви, потом через Днепр на Борисполь, под Смоленск...
- Ничего страшнее отступления не видел за все годы войны, - вспоминает ветеран, дошедший с Юго-Западным, Западным и Белорусским фронтами до Кенигсберга. - Глаза женщин, детей, стариков, провожавших нас и остающихся с оккупантами, полные отчаяния, жалости к нам и немого упрека, стоят передо мной до сих пор и не дают покоя в бессонные ночи!
Связист железнодорожных войск А. А. Жаров с товарищами охраняли железнодорожные пути и станции для движения военных эшелонов, а отступая, взрывали, задерживая врага. Когда войска перешли в наступление, устанавливали связь и предпринимали меры по защите железнодорожных сооружений от диверсий. За ратный подвиг Александр Александрович награжден медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией»...
Анну Михайловну Осину война застала в Воронеже. Она была студенткой 2-го курса педагогического института. Осенью ее призвали в армию и определили в 59-й отдельный полк связи. В числе 12 девушек Анна была направлена на Воронежский фронт, с ним и шли девчата к Москве, потом через Украину к Польше и дальше по Германии до Берлина. Нередко попадала под обстрелы и считает, что чудом осталась живой.
Конечно же, вспоминает ужасы потерь, невероятное напряжение сил... После победы полк был переведен в Вену, и еще два года юные связистки продолжали обеспечивать связь с командованием. Анна Михайловна награждена медалями «За освобождение Праги», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина»...
В хорах ветеранов ЦКиД «Серебряная прядь» и имени Н. А. Котляра трое участников войны - А. Е. Техменев, Ф. П. Макеенко и Н. Н. Маркелов.
Среди участников хора им. Н. А. Котляра много ветеранов трудового фронта, и у каждого своя история. Тамаре Леонтьевне Сазоновой к началу войны было 11 лет, ее сверстники с мая по октябрь работали в плодоовощном совхозе - пололи, мотыжили, собирали урожай.
Все для фронта, все для победы! А с 7-го класса подростков водили на лесосплав: кто был в резиновой обуви - тянули бревна из воды, а кто в матерчатой - волокли бревна в сторону, грузили на подводы. Лес заготавливали на дрова для госпиталей, больниц, школ.
Во время учебы учитель музыки Г. П. Аверкин, игравший на скрипке, ходил с Тамарой по госпиталям: девочка хорошо читала стихи, великолепно пела, и раненые бойцы заслушивались ее пением, вспоминая дом, родных, своих детей...
Валентина Андреевна Полякова была чуть постарше, ей было 13 лет. Она рассказывала о том, как копали окопы под Пензой, как работали на лесоповале, как подростки вытачивали детали на «Пензмаше» и как им, голодным, холодным, безумно уставшим от 12-часовой работы, удавалось немного поспать тут же, в цехе, под верстаками.
Дети войны. Сколько им пришлось испытать невзгод, страхов, бед, голода, холода, потерь? Скольких осиротили те грозные годы? Сколько трагических судеб? Рассказ Галины Васильевны Сорокоумовой, несовершеннолетней узницы концлагеря Дахау с 1944 по май 1945 года, не оставит равнодушным никого.
Семья ее жила в Минске (Галя родилась в 1939 году) и с начала войны находилась на оккупированной фашистами территории. В 1944 году, когда немцам пришлось отступать, мирное население Белоруссии погнали в Германию. В концлагере маленьких детей отделили, и только издалека, через колючую проволоку, пятилетняя девочка могла увидеть маму и брата, уходящих и возвращающихся после работы на военном заводе.
Брат, рискуя жизнью, старался через заграждение перебросить сестренке лист капусты или кусочек свеклы, сохраненный от скудного обеда. Были случаи, когда охранники стреляли и убивали нарушителей порядка, были случаи, когда немцы отворачивались и делали вид, что их не замечают.
Тогда малышам удавалось что-нибудь перекусить. С приближением советских войск охрана сбежала, открыв ворота лагеря. Пешком долго добирались обессиленные люди до родной земли.
Еще одна судьба - солист оперной студии Вячеслав Петрович Зверев, недавно отметивший 60-летие творческой деятельности и 80-летие со дня рождения большим сольным концертом в Зеленом зале Пензенской картинной галереи.
В 12 лет с товарищем сбежал на фронт из Пензы. На попутных машинах, на подножках вагонов, пешком по шпалам продвигались беглецы в южном направлении. Дважды удавалось забраться на эшелоны, тогда быстрее двигались вперед. Почти два месяца добирались до Кременчуга.
С большим трудом хлопцу, уже одному, удалось пройти мимо блокпостов и добраться до частей действующей армии. Солдаты пригрели мальчишку, а он в ответ старался быть полезным. Войска продвигались к Николаеву, потом брали Одессу, продвигались к Днестру. Несколько раз пытались военные оставить парня в детдоме в том или другом городке, но Слава вовремя сбегал и снова находил участливых солдат.
В августе 1944 года в Яссах во время артобстрела был ранен в ногу и отправлен в полевой, затем в стационарный госпиталь. Трижды его оперировали и, подлечив, в марте 1945 года определили в детдом. Там и нашел беглеца отец, в сентябре они вернулись в Пензу. Сколько же пережито и им, и родителями...
Что ни ветеран, то невероятно интересная судьба! Они такие разные, но убеждаешься, что это удивительно цельное поколение людей, безгранично преданных Родине.
Светлана Туромшина
«Наша Пенза», № 19, 9 мая 2012 г.
Прекрасный,жизнеутверждающий материал, связывающий прошлое и настоящее. А уж какие молодцы герои очерка!!!
Большое спасибо автору.
Только хотелось бы знать название коллектива, изображённого на фото.
С уважением,- Людмила Александровна.