Фотохудожник Алексей Бедный, несмотря на довольно молодой возраст (29 лет) и сравнительно небольшой творческий стаж (с 2008 года), фигура в творческом мире довольно известная.
В 2009 году он становился победителем московского фотоконкурса Михаила Геллера. В 2011-м представил 9 своих работ на II Московском фестивале микрофильмов, 6 из них вошли в шорт-листы. А в номинации «Фильм до 30 секунд» он стал победителем.
Его работы печатались в таких престижных специализированных журналах, как «Фотодело».
При всем при том пензенскому зрителю, в общем-то, знающему и любящему фотографию, он был практически неизвестен.
Теперь такое ненормальное положение дел исправлено. С 29 марта в здании областной филармонии проходит его первая персональная выставка в Пензе - «Город».
Как поясняет сам Алексей, тема выставки - его родной город. Такой, каким он его видит, - «Город, пропущенный через меня».
- Хорошо, - говорю я Алексею в приватной беседе, - художник, конечно же, преподносит зрителю свое видение мира. Но в любом случае имеет место акт сотворчества художника и зрителя. Мои «Подсолнухи» Ван Гога и твои «Подсолнухи» Ван Гога - два разных произведения. Ты выбрал фотографию, где сотворчество автора и зрителя, наверное, проявляется в наибольшей мере. Почему?
- Это, наверное, вопрос наклонностей и случая. Так получилось, что в моих руках оказались не кисть или карандаш, а фотокамера. И, да, фотография позволяет показывать вещи такими, какие они есть. Но какими их не привыкли видеть из-за того, что к ним привыкли.
Мне интересно снимать абсолютно тривиальные вещи. Окурок на асфальте, например. Любой их видит под ногами ежедневно. Но увидеть его никак не получается.
Увидеть вещь - значит увидеть прекрасное в малом. А чтобы увидеть, надо порой сделать что-то непривычное. Посмотреть на их отражение в луже. Или пойти сегодня домой другой дорогой.
- Такие задачи обуславливают и форму?
- Да, я стремлюсь к минимализму. Фото черно-белые. Именно сочетание черного и белого помогает увидеть суть предмета. Цвет от этого отвлекает.
- Минимализм минимализмом. А в то же время ты используешь такой прием, как монтаж...
- Ну если мне нужно показать одну вещь через другую. А этой, другой, под рукой нет. Она, может быть, находится где-то в Париже. Что мне туда за ней лететь? Вот и использую монтаж. Хотя слетать в Париж тоже неплохо. Это в планах.
Да и минималистическими формами в перспективе я ограничиваться не собираюсь. Хочу поработать и с цветом. В кинематографе есть желание снять не микрофильм, а что-то более крупное, с сюжетом, с характерами. Но это будет уже другая история.
- А откуда такой псевдоним - Бедный?
- Из Достоевского. «Бедные люди». Многое в моем творчестве, кстати, из него же. И из других книг. Как ни странно, фотограф может вдохновляться книгой. Сейчас же я вот читаю Мильтона. «Потерянный рай».
- Кстати, любопытно, что его у нас издают не иначе, как с иллюстрациями Гюстава Доре, - так накрепко прилипло. А ты не собираешься попробовать себя именно как иллюстратора какого-то конкретного произведения?
- Да, уже давно бродит такая мысль, в связи с Достоевским опять-таки. Есть желание поместить Раскольникова в наши современные пензенские планы. Идея зреет. Как и в какой форме будет воплощена, пока не знаю.
- «Увидеть прекрасное в малом»... Этим ты руководствуешься только в творчестве?
- Нет, не только. В жизни, например, я также открыл для себя Евангелие. Там тоже говорятся простые, даже тривиальные вещи, - и многие просто не видят красоты этих вещей и не достигают истины...
Выставка фотохудожника Алексея Бедного продолжает работу в областной филармонии. Вход свободный.
Максим Денисов
«Новая социальная газета», № 12, 5 апреля 2012 г.