«Хочешь заработать?» - с таким вопросом к Алексею Черникову обратился водитель черной «Приоры» с номерами 95-го региона. Тогда 57-летний мужчина еще не знал, что эти цифры - Чечня.
«А кто ж не хочет-то», - ответил Алексей. Сидевшие в «Приоре» говорили по-русски без акцента, хотя внешность была кавказской. Однако это не насторожило мужчину. Алексею наобещали золотые горы. Дескать, работа несложная, нужно всего лишь за скотиной ухаживать, а платить будут хорошо, да еще и кормить бесплатно. То есть, и поживешь всласть, и денег накопишь.
А деньги Алексею нужны были очень. Несколько лет назад в автокатастрофе у него погибли жена и сын. Из родственников остались только сестра с племянником и престарелая мать, которой постоянно требуются лекарства и дорогостоящее лечение.
Официально на работу мужчину, которому до пенсии осталось всего три года, никто брать не хочет. Вот и перебивался последние несколько лет Алексей случайными заработками. Поэтому предложение заработать было весьма кстати. Тем более что трудиться предстояло у родственника кавказцев в одном из сел под Ростовом-на-Дону, в России. Алексей согласился и сел в машину.
ПЕРВЫЙ ОБМАН
Однако под Ростовом работник не потребовался. Оказалось, хозяин уже нанял скотников и еще одни рабочие руки были не нужны. Кавказцы развели руками: «Ну, на нет и суда нет. Хочешь, возвращайся домой, хочешь - поехали с нами дальше. В Чечню. Платить будем еще больше».
Алексей раздумывал. С одной стороны, до Пензы - несколько сотен километров и преодолеть их холодной осенью без еды и денег - нереально. С другой - про Чечню и обстановку на Северном Кавказе он слышал только плохое. И все же мужчина согласился.
Сыграли роль и последние слова чеченцев: «Есть плохие чеченцы, а есть хорошие. Мы - хорошие. Мы с русскими дружим и обижать не будем».
ПО ЛЕРМОНТОВСКИМ МЕСТАМ
Алексей Черников даже с некоторой гордостью говорит: «Видел я и речку, где прошло знаменитое сражение в июле 1840 года, которое описал в своем стихотворении Лермонтов. Ходил по тем местам, где ступала нога великого земляка. И как-то теплее становилось».
Уже потом он понял, что с самого начала и родственник под Ростовом, и обещания хорошо заплатить преследовали единственную цель: заполучить дешевую рабочую силу.
В итоге привезли Алексея Черникова в село Валерик Очхой-Мартанского района Чечни. До Грозного - несколько десятков километров.
«Паспорт у меня сразу забрали, якобы для регистрации, - говорит Алексей. - У хозяина девять сыновей, многие с семьями. Работать никто не хочет. Женщины готовят еду. Все остальное хозяйство было на мне. Бить не били, разговаривали вежливо, выходить из дома не запрещали. Но и платить не спешили. Вставать приходилось в пять утра, ложиться - самое раннее - в одиннадцать ночи. Основная работа была - пасти скотину и ухаживать за ней.
Один раз меня остановили в селе чеченцы и что-то спросили по-своему. Я по-русски ответил, что не понимаю. - «Так ты русский? - говорят, - не боишься здесь ходить? Голову отрежем и похороним здесь же». Потом рассказал об этом хозяину. Тот говорит, что это они шутят так. Неуютные какие-то шуточки».
За три месяца Алексею ни разу не заплатили. На телефонном счете кончились деньги, сели батарейки в стареньком приемнике, и мужчина оказался полностью отрезан от мира. Когда заводил разговор об оплате, хозяин всегда находил причину отказать. То машину старшему сыну купили, и теперь денег нет, то еще куда-то потратили. Кормили плохо: вермишель быстрого приготовления, макароны и каша. Мясо за эти три месяца было всего пару раз. И то - объедки с «барского» стола.
«Зайдешь в комнату, где чеченцы телевизор смотрят, сразу переключают на какой-нибудь религиозный канал, где только по-чеченски говорят. И такие мелочи были во всем. Например, покупка батареек к приемнику оказалась неразрешимой проблемой».
В какой-то момент Алексей решил бежать.
ПОБЕГ. ГРОЗНЫЙ
Религиозность чеченцев сыграла хорошую роль. На Крещение Алексей попросил отвезти его в православный храм в Грозном, чтобы поставить свечки за своих погибших жену и сына и пообщаться со священником. Не сразу, но братья все же согласились. Самим им молиться Аллаху никто не запрещал, пусть и русский хотя бы раз помолится.
Батюшки в храме не оказалось. Чеченцы засобирались домой. Алексей заявил, что обязательно дождется священника. Чеченцы стали насильно заталкивать его в машину. Хорошо, что подоспела охрана. Православную церковь в Грозном охраняют русские бойцы.
«Только не отдавайте меня им», - крикнул Алексей. Ему пришлось даже вывернуться из куртки, которую держали чеченцы, чтобы отбежать к бойцам. Куртку чеченцы бросили на землю, плюнули и уехали. Так Алексей оказался в Грозненском храме, где провел несколько дней.
«ГРОЗНЫЙ – ЦЕНТР МИРА»
Такие слова написаны на символичном глобусе, который встречает всех, кто въезжает в столицу Чеченской республики. На улицах чисто, дома на новых проспектах пестреют от плакатов и портретов, на которых Кадыровы - старший и младший, Путин и Медведев. Людей и машин немного, что сразу бросается в глаза.
В центре Грозного - комплекс небоскребов «Грозный-сити», рядом - новая мечеть. Неподалеку - храм Михаила Архистратига - единственный православный в Грозном. Правда, в восемь часов вечера церковь закрывали и Алексею приходилось оставаться на улице.
«Зашел в один подъезд, постоял, зашел в другой, постоял. Стыдно. Люди ходят и смотрят, как на бомжа. Фактически им и стал. Документы и вещи остались у чеченцев».
Но возвращаться в Валерик он не собирался. На пару ночей Алексея приютили турецкие рабочие, которые жили в бытовках на строительстве комплекса «Грозный-Сити». День Алексей всегда проводил в храме. Это и спасло его. В церковь часто заезжают военные. Руководитель одной из таких групп согласился подвезти русского до Волгограда. А там и до дома рукой подать.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Алексей добрался до дома благополучно. Теперь ищет работу - хоть сторожем, хоть на пять тысяч, но в Чечню он ни ногой. Других русских он там не видел, но слышал, что в чеченских семьях подобные батраки не редкость. Много в Чечне рабочих из Чувашии, республики Марий Эл. Но эти работают бригадами: строят чеченцам русские бани и неплохо зарабатывают.
(Имя, фамилия и место жительства главного героя изменены по соображениям безопасности).
Максим Холодов
«Новая социальная газета», № 5, 9 февраля 2012 г.
Второй случай за зиму.
И девушку таджик зарезал