В России появится открытый реестр неплательщиков алиментов - Совет Федерации одобрил такой закон. По данным Минюста, в списке будут числиться около 144 тысяч мужчин и женщин, задолжавших своим детям или нетрудоспособным родителям.
СПОРНЫЙ МОМЕНТ
Реестр будет частью банка данных Федеральной службы судебных приставов. Как только человека включат в список, в течение 3 суток ему придет уведомление в виде телеграммы и СМС-сообщения. С этого момента в открытом доступе будут находиться его ФИО, дата и место рождения, сумма долга и информация об исполнительном производстве. Как только задолженность будет погашена, персональные сведения из системы удалят.
«Увы, даже такая мера не дает гарантий, что все долги будут оперативно выплачены, - комментирует новый закон адвокат Михаил Лисин. - Злостных алиментщиков таким порицанием не напугаешь.
Но есть и другая инициатива - создание государственного алиментного фонда. Суть его в том, что государство само погасит долги по алиментам, а затем истребует их с неплательщиков, но уже с процентами за просрочку. Такая мера точно помогла бы тысячам родителей-одиночек, которые годами дожидаются алиментов - им не придется самостоятельно разыскивать должников и обивать пороги судов».
ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ
В практике Михаила Лисина много интересных дел, связанных с алиментами и семейными разборками. Например, один отец задолжал своему ребенку в общей сложности 1 миллион рублей! Женился во второй раз, в этом браке тоже родились дети. Глава семейства не имел официального дохода и имущества и… гордился этим: мол, нечего с меня взять и платить нечем. Однако в 40 лет мужчина скоропостижно скончался.
Его существенная доля в родительской квартире (его единственном жилье) по наследству перешла его отцу, матери и нынешней супруге. А вот они-то были людьми платежеспособными, с официальным доходом и имуществом, и потому долг по алиментам лег на их плечи пропорционально унаследованным долям.
В другой истории фигурирует квартира, долями разделенная между братом и сестрой. Мужчина оттуда съехал, а сестра с детьми остались. Но вскоре женщина встретила новую любовь, вышла замуж, и глава семьи разместился на этой же жилплощади.
Брат подал судебный иск о выселении мужчины. И на то было его полное право: для размещения кого-то в квартире, где есть его доля, требуется согласие собственника квадратных метров.
«Я советую всем не тянуть и составить завещание, распределив имущество между родственниками. Не менее важно озаботиться будущим своих денежных вкладов, чтобы близкие не перегрызли из-за них друг друга. Для этого нужно подготовить завещательное распоряжение. Документ имеет такую же юридическую силу, как и удостоверенное нотариусом завещание, но имеет отношение только к деньгам, размещенным в конкретном банке».
Завещательное распоряжение оформляется в банке, где был открыт вклад (счет). Документ составляется в 2 экземплярах, а подпись завещателя заверяется уполномоченным специалистом финансового учреждения. Документ можно переписать или отменить в любое время.
ДОВЕРЧИВЫЕ БАБУШКИ
«Увы, нередко бывает, что бабушки и дедушки дарят свои квартиры детям, внукам в надежде на их заботу и уход, а затем оказываются в доме престарелых, - продолжает Михаил Лисин. - Важно отличать дарение от договора пожизненной ренты. В первом случае это безвозмездная сделка: по ней квартира перейдет новому собственнику, и он сможет выселить вас в любой момент.
Единственный способ обезопасить себя - заключить договор пожизненной ренты. По нему одна сторона (получатель ренты) передает в собственность другой стороне (плательщику) свое имущество, а взамен получает регулярные денежные выплаты или иное содержание (уход, закрытие основных жизненных потребностей, лечение и пр.). При этом получатель ренты остается проживать в данной квартире. Рента прекращается только с его смертью.
«Если вы подарили кому-то квартиру и вдруг передумали, вернуть ее будет непросто: необходимо мировое соглашение или отмена в судебном порядке», - подытоживает адвокат.
Диана Вейбер
«Молодой ленинец», № 23, 4 июня 2024 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом».