Нередко случаются ситуации, когда из-за скачка напряжения выходит из строя бытовая техника. И в большинстве случаев это происходит не по вине потребителя. Кто должен компенсировать потери, «МЛ» рассказали специалисты Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
Бывают разные причины скачков напряжения. Например, аварии на подстанции, в том числе замыкания на линиях электропередачи или импульсные скачки напряжения из за молнии. Перебои могут происходить из-за обрывов или замыкания воздушной линии из-за упавшего дерева или повреждения кабеля при копке траншей. К скачкам напряжения могут приводить отключение электроэнергии или перекос фаз.
«В этих случаях возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или ее участок», - пояснили в Роспотребнадзоре.
Требования к качеству электрической энергии, которая подается в квартиры и дома, предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление № 354 от 06.05.2011). В них говорится, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014).
«Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается», - установлено в правилах.
Потребитель имеет право потребовать возмещения ущерба. В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.».
На случай, когда бытовая техника перегорела из-за перенапряжения, специалисты Управления Роспотребнадзора по Пензенской области предлагают следующий алгоритм действий.
Первое - зафиксировать факт резкого скачка напряжения. Для этого нужно обратиться в круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу. Затем следует подсчитать и подтвердить документально убытки, которые были причинены из-за перегорания бытовой электротехники.
Подтвердить материальные затраты можно с помощью чеков, счетов к оплате за ремонт и покупку запчастей. Их выдают ремонтные и торговые организации.
Второе - установить ответственное лицо и предъявить ему претензию о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке. Помните, что исполнителем услуг по электроснабжению может быть как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.
Третье - предъявить претензию. Если претензия будет отклонена полностью или частично либо организация не даст ответа в установленные сроки, гражданин имеет право подать иск в суд.
Наталья Фомичева
«Молодой ленинец», № 12, 19 марта 2024 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом».