И коренные пензяки, и гости нашего города всегда останавливают взгляд на необычном сооружении на углу улиц Московской и Карла Маркса. Конечно, речь о гроте, про который ходят самые разные легенды. Согласно одной из них это сооружение сообщалось подземным ходом с архиерейским домом. Недаром старожилы уверяли: когда у дверей его резиденции собиралась большая толпа верующих, алчущих личной встречи с пастырем, архиерей, дабы избежать ненужной суеты и давки, неожиданно выходил из этого самого грота, направляясь к Никольской церкви. Сегодня на ее месте - разрушающееся здание бывшего кинотеатра «Родина».
Любопытно, что идея возвести часовню в память «об убиенном императоре Александре II» пришла в голову не интеллигенции, не купцам-миллионщикам, а сообществу пензенских ремесленников. Внутри предлагалось поместить памятную доску со словами «Построена усердием ремесленников города Пензы в память царя-освободителя Александра II, в бозе почившего от руки злодея 1 марта 1881 года». И уже в августе того же года в городскую думу поступило прошение о выделении места.
Вначале построить часовню намеревались с северной стороны Спасского кафедрального собора на одноименной площади. Однако скоро поняли, что строение «закроет собой вид с улицы Московской на храм». А еще попеняли на неуместность возле предполагаемой часовни извозчичьей стоянки.
Затем выбор пал на территорию между архиерейским домом и усадьбой купчихи Андреевой, которую от улицы Никольской (ныне Карла Маркса) отделял высоченный забор. Но только в 1892‑м город выкупил ее у собственника. И первым делом здесь разбили сквер, доживший, кстати, до наших дней, и построили некое архитектурное сооружение, ставшее одновременно и подпорной стеной. Однако на этот раз устраивать часовню внутри запретил губернатор, указавший, что культовые объекты должны находиться на открытом месте. За спорами-разговорами минуло еще 15 лет.
Ремесленники уперлись, мол, их желание «…сводится к устройству часовни в угловом сооружении опорной стенки на Никольской улице с постановкой наверху металлического бюста царя-освободителя». И в конце концов дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки: проект памятника разработали сам директор художественного училища К. Савицкий и преподаватель - талантливый скульптор К. Клодт. Но бронзовый Александр не устроил ремесленников. Они будто бы даже представили собственный эскиз монумента, теперь уже категорично отвергнутый властями.
В 50‑летнюю годовщину отмены крепостного права (1911 г.) идею с памятником пензенские обыватели вновь подняли на щит. Да только зря. Отцы города уже сдали предлагаемый под постамент для памятника грот в аренду предпринимателю. А чтобы неповадно было возмущаться, инициировали проверку бухгалтерской деятельности ремесленников. Выяснилось, что начиная с 1881‑го, то есть за 30 лет, на памятник царю-освободителю было собрано 6 366 рублей 55 копеек, но сама «денежная книга» находится в «невозможном состоянии - в виде груды неподшитых и разорванных листов». Более того, выяснилось, что никакого комитета по сбору денег нет!
Лишь в 1916‑м дума все‑таки приняла решение об установке на углу улиц Московской и Никольской памятника. Но теперь уже основателю города — царю Алексею Михайловичу. Таким образом планировалось отметить 250‑летие основания Пензы. Тогда краеведы считали, будто крепость основана в 1666 году. Увы, но ни на монумент, ни на торжества денег не нашлось…
В советские времена грот использовался как склад продовольственных товаров. Идею с памятником царю Алексею Михайловичу неожиданно реанимировали, когда готовились праздновать 350‑летие Пензы. В 2010‑м объявили конкурс. Год шло обсуждение проектов! В конце концов выбрали и победителей (выпускник нашего училища А. Попов и С. Муратов). В их версии Тишайший (так окрестили Алексея Романова историки) стоял возле трона, а за ним клубком свернулась кошка. На троне - указ воеводе Юрию Котранскому «…идти на реку Пензу и строить крепость».
Высота памятника задумывалась в 10 метров! Стоимость проекта определяли в пределах 24 миллионов рублей. Начали сбор денег. Но дело до конца не довели. Народу чиновники объяснили, что «к юбилею мы не успеваем и потому спешить с таким важным делом не станем, а средства пустим на постройку столь нужных городу фонтанов».
Сегодня про эту историю уже не вспоминают. К тому же грот - давным-давно частная собственность. Но не побывать внутри одного из самых необычных сооружений Пензы корреспондент «МЛ» просто не имел права. Мы провели переговоры с хозяином грота Константином Сергеевым, и он согласился показать подземелье.
«В свое время я пробовал найти подземный ход, - признался нам Константин Алексеевич. - Мы углубились в грунт более чем на полтора метра, но, увы, все оказалось завалено камнями и кирпичом. А нынешние красоты - это уже моих рук дело».
Согласитесь, очень многим хочется узнать, как выглядит грот изнутри. Сегодня у вас такая возможность появилась.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 34, 22 августа 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом».