Больше семи лет Елена Столярова - уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области. Но мало кто знает, что все эти годы детский омбудсмен ведет личный дневник, куда записывает истории своих подопечных. При разговоре с корреспондентом «МЛ» Елена Алексеевна раскрыла этот блокнот…
- 2022 год, мягко говоря, был насыщенным для всех нас… Елена Алексеевна, какие вопросы вам приходилось решать в разрезе непростой политической ситуации?
- В прошлом году в наш регион прибыло несколько составов с беженцами из ДНР и ЛНР, там было много детей. Они нуждались в разной помощи, в том числе юридической. Например, одной маме четырех детей мы выправляли свидетельство о рождении для младшей 10‑летней дочки - у нее почему‑то документ был без печати. Я обращалась к уполномоченному по правам ребенка ДНР - нам из Горловки прислали дубликат.
Многим приезжим нужны были обувь и одежда. Тут я подключила своих друзей и коллег в Москве, отправила им поименный список нуждающихся, так была оказана адресная помощь - по запрашиваемым размерам. Иногда сама ходила в магазин - например, однажды искала куртку и домашнюю одежду 70‑го размера для пенсионерки. Это было непросто и получилось не с первого раза. Главное - помочь людям, попавшим в беду и трудную жизненную ситуацию.
- Наверняка к вам обращаются и граждане других стран, которым нужно помочь натурализоваться в России?
- Да, верно. Не так давно мы выправили паспорт для многодетной матери, прибывшей из Европы. Она вместе с тремя несовершеннолетними детьми приехала в Пензу по программе переселения соотечественников из‑за рубежа. Многие ее документы оказались просрочены, но мы отстояли права детей - сейчас они уже граждане РФ, ходят в школы и садики.
Еще одна история приходит на память. Жительница одного из районов области попросила помочь вернуть детей, которых их отец без ее согласия вывез в Египет. К счастью, супругов удалось подвести к мировому соглашению, и было определено, что 5‑летний сын будет жить с мамой, а его младший брат останется с отцом. Но до настоящего момента дети с российским гражданством не возвращены в Россию, мировое соглашение не исполняется.
Были и прямо‑таки уникальные случаи. Так, два года назад выяснилось, что одна жительница Золотаревки за свои 30 лет ни разу… не получала паспорт! Ее дети тоже жили без документов и не получали детские пособия. Мы помогли этой семье оформить все необходимые бумаги.
- Много ли в вашем дневнике записей о том, как вы спасали матерей от зеленого змия, чтобы не разлучать их с детьми?
- Увы, такое не редкость. Мы действительно всегда боремся за целостность семьи и не являемся сторонниками лишения людей родительских прав. Но женский алкоголизм - это настоящая жизненная драма…
Однажды ко мне обратилась пенсионерка: она утверждала, что ее дочь спилась и махнула рукой на пятилетнего сынишку. Я подключила администрацию Октябрьского района, полицию - женщину предупредили, что необходимо прекратить пьянство, чтобы не лишиться ребенка. Помогло, но ненадолго.
После очередного срыва мать на полгода отправили на стационарное лечение. Но уже через две недели опять позвонила та же бабушка и слезно умоляла выпустить дочку из больницы - мол, одна с внуком не справляется. А на следующий день раздался звонок из детского сада: за мальчуганом вечером никто не пришел!
Выяснилось, что теперь уже бабушка напилась до потери человеческого облика - сходила на поминки подруги…
Сейчас полгода миновали, мать прошла курс реабилитации, живет с сыном. Но уверенности в том, что эта женщина не сорвется вновь, нет…
- Прошлым летом СМИ распространили историю о том, что мать оставила двухлетнего ребенка в коляске у магазина и исчезла. Чем закончилось это ЧП?
- Эта семья мне хорошо известна. Она проблемная, давно стоит на учете в органах опеки и ПДН. Два ребенка 32‑летней женщины находятся на воспитании у бабушки. А младшая дочка - при ней.
В апреле прошлого года отец малышки принес ее в областную детскую больницу и оставил, сославшись на то, что дочь нечем кормить, а мать девочки неизвестно где. Но на другой день мужчина вернулся и забрал дочь. В августе, то есть через 4 месяца, маленькая девочка в коляске была обнаружена полицейскими безнадзорной у сетевого магазина. На другой день мать прибежала в больницу, объяснив, что потеряла дочь, оставив ее на некоторое время у магазина, пока ходила в аптеку. Но за «потерянной» дочкой женщина обратилась лишь на следующий день.
Через некоторое время пензячка вместе с двухлетней дочкой покинула больницу, но на следующий день отец девочки вновь принес ребенка в это медицинское учреждение и заявил, что мать девочки пьяная, еды в доме нет.
В августе состоялся суд, оба родителя малышки лишены родительских прав. Девочка помещена в Кузнецкий дом ребенка.
- Может ли семья обратиться к детскому омбудсмену, если необходимо собрать большую сумму на лечение ребенка?
- Такие случаи бывают. Причем нередко процесс инициируют сами врачи. Так, новорожденную девочку мучали сильнейшие судороги, ей нужно было срочно провести генетическое обследование стоимостью более 40 тысяч рублей. У мамы таких денег не было.
Лечащие врачи малышки подсказали матери обратиться ко мне. Я обратилась к депутату Законодательного собрания Пензенской области и коллеге из Нижегородской области, так как мать и девочка зарегистрированы в Нижегородской области, а папа - из Иссинского района. Теперь девочка благополучно лечится у генетика в нашем перинатальном центре.
- Что бы вы хотели, пользуясь случаем, сказать всем родителям?
- Дети могут пережить скудную домашнюю обстановку и материальные трудности. Но никогда не забудут унижения и предательства со стороны взрослых. Помните об этом!
Динара Ефимова
«Молодой ленинец», № 6, 7 февраля 2023 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»