В этой аудитории пензенского художественного училища царит особая атмосфера. Место в прямом смысле этого слова намоленное, потому что здесь реставрируют иконы. Образа привозят как из солидных городских храмов, так и из маленьких деревенских церквушек. Несут и люди, что порой находят лики святых даже засиженными голубями на чердаках.
«Вот эта икона называется «Преображение Господне», - показывает образ руководитель отделения реставрации Елена Кислицына. - Долгие годы она простояла в Саловском храме лицом к стене, все думали, что снятая с петель дверь. Пока однажды батюшка не решил посмотреть, что это за дверь такая, всем глаза уже который год мозолит, надо бы вынести. А оказалось - икона. Состояние ее было просто ужасным, и настоятель привез ее к нам.
Случилось все пять лет тому назад, думаю, еще года два - и мы вернем отреставрированную икону саловской церкви. Почему так долго? Все‑таки над ней трудятся студенты, если бы за нее взялась я лично, то отреставрировала бы примерно за полгода. В первом случае мы берем плату только за расходные материалы».
Елена когда‑то и сама окончила ПХУ, затем шесть лет училась в Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина на отделении реставрации. Реставрировать приходилось и картины, и иконы, но в конечном счете пензячка поняла, что работать с образами святых ей интереснее. Заканчивала обучение уже по узкой специализации «Реставрация икон». Дипломной работой стало восстановление образа апостола Андрея XIV века из собрания псковского музея, за достойный труд ей даже вручили грамоту.
«Вернулась в Пензу, и мне предложили возглавить в родном училище отделение реставрации, - продолжает разговор Елена. - Через наше отделение за эти 14 лет прошло почти 500 икон. Плюс сама я отреставрировала еще около 200 ликов. Среди последних моих работ - три иконы из Митрофаньевского храма Пензы. Батюшка, который их принес, просил отреставрировать побыстрее, потому что эти иконы слышат молитвы и люди их очень ждут. Я его не разочаровала, управилась всего за четыре месяца».
Обычно мастер с первого взгляда может определить время, когда была написана икона, к примеру первая или вторая половина XVIII века. А каждый раз, начиная работу над очередной иконой, Елена Кислицына читает молитву «Отче наш». Иконы ей достаются в разном состоянии, в зависимости от сложности работ варьируется и цена, начинающаяся обычно от 5 тысяч рублей.
«Иногда жизненная ситуация располагает к тому, чтобы обратиться с какой‑то просьбой к святому, над чьим ликом я работаю, - делится сокровенным реставратор. - К примеру, летом из храма села Куракино Сердобского района мне привезли икону с образами святых Космы и Дамиана. Работая над ней, я все думала, какой же учитель начальных классов достанется моей младшей дочери, которой 1 сентября предстояло идти в первый класс. Она очень не любит, когда повышают голос или морально давят.
Я здорово переживала и просила святых Косму и Дамиана, чтобы нам досталась самая хорошая учительница. При этом не знала никого из учителей начальных классов нашей будущей школы. Мне советовали одного педагога, а когда пришла в школу, нас записали к другому. И вот мы пошли в первый класс, и наш преподаватель оказалась очень спокойной, тактичной и внимательной».
Елена не только реставрирует, но и сама пишет. Недавно ей, к примеру, принесли доску, когда‑то бывшую иконой, и она на ней написала образ Николая Чудотворца. Это ее любимый святой, которого можно просить о чем угодно.
Одними лишь иконами Елена Кислицына себя не ограничивает. Из-под ее кисти выходят и пейзажи, и портреты, и натюрморты… Многие работы выполнены в присущей только ей манере. А еще она открыла студию, в которой занимается как с детьми, так и со взрослыми, и в некоторых, оказывается, до поры до времени дремали настоящие художники.
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 37, 14 сентября 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»