Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Елена Столярова - человек с неравнодушным сердцем и переживает трагедии каждого из юных подопечных как личную боль.
«Пандемия-2020 увеличила количество тревожных сигналов в несколько раз, - говорит Елена Алексеевна. - Многие родители просили помочь разобраться, почему им отказали в назначении детских пособий.
Жительница Пензы сообщила, что некая предприимчивая мадам даже собирает деньги с растерянных родителей, обещая взамен решить вопрос с выплатами. Ее бурная деятельность была вовремя пресечена».
Наше общение то и дело прерывают входящие звонки: детский омбудсмен не выпускает телефон из рук. Вот многодетный отец из Городищенского района благодарит уполномоченного по правам ребенка за то, что она помогла вернуть в семью… жену! 27‑летняя женщина внезапно ушла из дома, оставив четверых детей с отцом, самому младшему - полтора годика…
«Мы выяснили, что горе-мать встала на учет по беременности пятым ребенком в местной больнице, - раскрывает нюансы расследования Елена Алексеевна. - Среди друзей женщина организовала сбор средств, чтобы купить билет на поезд, следующий на Дальний Восток. Там живет отец этого ребенка, побывавший в Сурском крае в командировке… После этого женщина временно перебралась в пензенский благотворительный фонд «Покров».
Елена Столярова обратилась к психологам, которые поработали со сбежавшей мамой. Женщина согласилась вернуться домой к своим кровиночкам. Во всей этой истории невероятное уважение вызывает муж: он закрыл глаза на прошлое жены и согласился принять пятого малыша как родного. Дети не виноваты в «санта-барбаре» взрослых.
А вот другой яркий случай. В Пензу привезли 8‑летнюю девочку из питерского приюта - взяли в приемную семью. О диагнозе «сахарный диабет I типа» знали. Но вскоре стало понятно, что со своими обязанностями вторая мама не справляется.
«Девочка нуждалась в постоянном уходе, контроле глюкозы, уколах инсулина и особом рационе, - поясняет Елена Алексеевна. - В середине февраля она попала в больницу в крайне тяжелом состоянии - врачи диагностировали гипогликемию. Выяснилось, что приемная мать не соблюдала предписания медиков и оставляла ребенка одного, уходя на работу.
А когда дочку увозили на скорой, мать даже ничего не собрала ей с собой - хорошо, что быстро помогли члены клуба приемных родителей, доставили маленькой пациентке все необходимое…
Как только девочке стало лучше, мы в сопровождении двух специалистов отправили ее самолетом обратно в Санкт-Петербург, где ей будет подобрана другая семья».
Впрочем, есть, конечно, и положительные примеры. Так, жительница района забеременела третьим ребенком. Двух старших ей не с кем было оставить, пришлось временно определить их в Кузнецкий дом ребенка. При этом мама часто навещала своих ребятишек, а после рождения малыша забрала всех домой.
Но так, увы, бывает не всегда - с начала 2021 года в этом казенном доме уже прибавилось 12 отказников…
Впрочем, тут много нюансов. С одной стороны, закон разрешает женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временно разместить ребенка в областном реабилитационном центре в Кичкилейке или в Кузнецком доме ребенка - максимум на полгода. Но, с другой стороны, это не означает снять с себя всю ответственность, иначе встанет вопрос о лишении матери родительских прав.
Так случилось с одной выпускницей детского дома: девушка забеременела в 16 лет, а затем подбросила младенца к дверям своей подруги (та уже воспитывала своих детей) с запиской: «Я плохая мать, делай с ней что хочешь».
Наутро у малышки начался жар, пришлось везти ее в больницу, а затем - в Кузнецкий дом ребенка. Органы опеки разыскали горе-мать, она забрала дочку в съемную квартиру. При этом у нее имелось собственное жилье, выделенное государством, но молодая женщина «монетизировала» его, сдавая в аренду.
Почти полгода Елена Столярова пыталась убедить юную особу взяться за ум, но тщетно: та продолжала вести разгульный образ жизни. В итоге женщину лишили родительских прав, а девочку удочерили.
А бывает и так, что в человеческие судьбы вмешивается злой рок. 26‑летняя Ольга (имена изменены), сама выпускница детдома, воспитывает троих детей. Первого родила в 18 лет, отдала на воспитание бабушке, а сама отправилась покорять Москву. Через год вернулась и, получив в микрорайоне Заря жилье как сирота, забрала дочь к себе.
Но в доме было хоть шаром покати - даже мебели не имелось. Узнав об этом, Елена Столярова отдала супругам свой диван, чтобы семье не приходилось спать на полу. От того же мужчины Ольга родила еще двоих детей. Но затем он в одночасье скончался от сердечно-сосудистой недостаточности.
Многодетная мать начала крепко выпивать. Бабушка Ольги собирается забрать малышей к себе и лишить внучку родительских прав.
«В каждой районной администрации, органах опеки и попечительства заинтересованы в том, чтобы дети жили в родных семьях, - добавляет Елена Столярова. - Как отрезвляющая мера применяется ограничение родительских прав на полгода: у мамы с папой остается возможность измениться, избавиться от зависимостей, пройти за счет областного бюджета курс лечения и реабилитации.
Если это не помогает, то прав уже лишают. Впрочем, даже человек с таким статусом в любой момент может обратиться в суд с инициативой об их восстановлении.
И знаете, срабатывает. Многодетные родители из Иссинского района едва не лишились родительских прав: отец попал за решетку за кражу, мама с тремя детьми на руках запила, забросила хозяйство. Мы уговорили ее пролечиться в наркологии, параллельно прорабатывали вопрос об условно-досрочном освобождении для ее мужа.
В прошлом году он вышел совсем другим человеком. Старший сын-подросток слыл первым хулиганом в классе, а теперь мальчишку не узнать: образец для всех, главный помощник в семье! Мать ведет трезвый образ жизни, семья завела корову, хозяйство идеальное. И это - подтверждение того, как собственным трудом и прилежанием каждый может выковать себе счастье».
Динара Ефимова
«Молодой ленинец», № 11, 16 марта 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
penzainform.ru писал(a):
спишите слова:))