Народная мудрость гласит: хочешь помочь голодному - дай ему не рыбу, а удочку. Теперь такие «удочки» выдают прямо в центре Пензы, в старинном резном особняке на улице Максима Горького.
Те, кто попал в трудную жизненную ситуацию и оказался без жилья, а также те, кто освободился из мест лишения свободы в никуда, могут начать здесь новую жизнь. Как это происходит, выяснял корреспондент «МЛ».
ТРЕЗВОСТЬ КАК ПРОПУСК
В помещении площадью 200 квадратных метров живут 17 человек. В их распоряжении - 8 комнат, просторная кухня, зал с телевизором, ванна, стиральная машина.
«Трезвое состояние - главное условие, при котором человек может переступить порог нашего дома, - говорит основатель столь необычного проекта Александр Милохов. - Можно проспаться на втором этаже, можно прийти в себя на улице. Важно, чтобы новенькие не соблазняли других пороками - здесь есть те, кто совсем недавно завязал с алкоголем или наркотиками».
Людям помогают найти простую подработку - что‑нибудь покрасить, плитку положить, кран починить. Зарплату перечисляют на общую карту, и Александр Валерьевич выдает своим подопечным деньги на карманные расходы. Из этих же средств оплачиваются продукты, проезд, коммуналка, аренда дома (42 тысячи в месяц).
«Давая человеку шанс найти нормальную работу, мы месяц снимаем ему жилье, а дальше нужно устраивать свою жизнь самостоятельно. Правда, бывает по‑разному: одному месяц назад снимали квартиру в Арбекове, он устроился на автомойку, трудится, а другому сняли комнату, так он две недели поработал и запил», - разводит руками Милохов.
Также страждущим помогают восстановить документы, а новых жильцов отвозят в частную клинику на флюорографию. Психологов, как в реабилитационном центре, тут нет - просто добрая домашняя атмосфера и крыша над головой. Кто захочет, выкарабкается, кто слаб духом, так и останется на обочине жизни.
Кстати, самому Александру Милохову однажды тоже довелось побороться за себя.
«Я родом из Ульяновской области, начал колоться в 16 лет. Среда сформировала меня. Отсидел два срока за кражи - в общей сложности 10 лет! После освобождения женился, но, когда супруга была беременна, снова «слетел». Десять лет назад родился ребенок, но семья распалась.
Я понял, в жизни нужно что‑то менять, и отправился в реабилитационный центр, жил там около 4 лет. Там же нашел свою вторую жену. Вот уже 11‑й год ничего не употребляю, кроме кофе!»
Правда, недавно мужчина испытал новый удар судьбы - жена умерла от пневмонии. Чтобы как‑то заглушить душевную боль, Александр приехал в Пензу, чтобы помогать таким же, как он.
«ЛЕЧИТЬСЯ ЗАСТАВЛЯЛА МАМА…»
Истории обитателей центра разные, но во многом похожи.
38‑летняя Ольга (все имена постояльцев особняка на улице Максима Горького изменены) приехала в Пензу полгода назад, чтобы сменить обстановку - иначе не представляла, как побороть зависимость.
От силы воли, которая была свойственна ей как ученице школы олимпийского резерва, пловчихе, давно не осталось и следа - дух надломила травма позвоночника в автокатастрофе.
Тогда, в 14 лет, Оля впервые влюбилась - в парня, который промышлял наркотиками. Из любопытства попросила себе дозу, и пошло-поехало… Со своей любовью девушка провела 7 лет, а вот с наркотиками - 24!
«Я множество раз лечилась в платных центрах, но тщетно, - рассказывает Ольга, попутно ловко нарезая овощи для супа. - Мотивации у меня не было - мама заставляла. Сидела за кражи. Кстати, в колонии получила три специальности: маляр, швея и контролер ОТК. 22 года назад у меня обнаружили ВИЧ. Но сейчас я чувствую себя нормально».
У Ольги есть 10‑летняя дочь - живет у родственников. «От меня сейчас толку мало, - вздыхает женщина, и видно, насколько тяжело ей об этом говорить. - Пока я никаких планов не строю: главное - обрести уверенность, что я больше никогда не поддамся соблазну. Но пока у меня остаются сомнения на этот счет…»
ТАКИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ
На вкусный запах супа на кухне собираются все обитатели центра. За трапезой и беседа течет поживее.
«Я с Кавказа, - откровенничает 47‑летний Аслан, который в этом доме уже почти месяц. - По Интернету познакомился с женщиной, все бросил и приехал к ней, а она как давай пить! Через три месяца понял, что больше так не могу, ушел. Подрабатывал грузчиком, но на работе меня кинули, денег почти не осталось - так и их украли на улице! В полицию не пошел…
А здесь мне предоставили подработку, только документы пока не могу восстановить - поэтому и домой не возвращаюсь. У меня отец, мать, брат. Они не знают, что я в таком состоянии, думают, тружусь как положено. Не хочется их разочаровывать...»
К Аслану за стол подсаживается приятный улыбчивый мужчина. Илья - новичок, только вчера приехал сюда из глухой деревушки Сурского края: «8 лет назад я развелся после того, как трижды застукал свою супругу с моим бывшим другом! - рассказывает мужчина. - Поначалу терпел ради пятерых детей, но потом не выдержал: уж вся деревня обсуждала за спиной.
Со своими ребятами поддерживаю связь, иногда вижусь, помогаю чем могу. Оставил им дом и квартиру. Работы на селе не было, и я начал кататься по вахтам, трудился в Подмосковье на стройке храма Вооруженных сил России. А потом коронавирус жахнул, и приток денег закончился».
44‑летний сельчанин вернулся в Пензу, в Цыганском Поселке помогал со строительством и там узнал о доме на улице Максима Горького. Для бездомного это оказалось спасительной соломинкой.
Андрей - голубоглазый парень родом из Крыма. Первый раз отведал наркотики еще в 9-м классе. Потом лечился в платных клиниках, но толку было мало. Теперь, говорит, сам захотел исправиться. «Все это приведет в тупик, - размышляет молодой человек. - Я спасаюсь общением с ребятами, которые тоже через все это прошли. И знаю свой потенциал, что могу и умею, кем мог бы стать. Да и просто жить хочется!»
Анастасия Кузнецова
«Молодой ленинец», № 35, 1 сентября 2020 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»