В условиях пандемии правительства разных стран вводят свои меры поддержки бизнеса. В России они тоже озвучены - в частности, это налоговые послабления и изменение условий кредитования.
Но спасательный круг бросили лишь некоторым отраслям бизнеса - тем, которые руководство страны сочло наиболее пострадавшими. Изначально в списке были прописаны основные коды вида деятельности (ОКВЭД) по 9 сферам (туризм, авиаперевозки, общепит...).
Под давлением общественности в реестр также включили компании, торгующие непродовольственными товарами, тех, кто занимается показом фильмов и стоматологической практикой.
А остальные столкнулись с проблемами. Многие предприниматели жалуются, что выбор ОКВЭД в качестве критерия для господдержки не дает возможности реально пострадавшему бизнесу получить помощь по формальным основаниям.
У кого-то ОКВЭД не совпадает с фактическими видами деятельности (с такой проблемой, в частности, столкнулись гостиницы, кабинеты стоматологии, детские центры и т. п.): за время существования предприятие могло изменить вид деятельности или добавить к нему что-то еще.
Так, гостиницы, имеющие ОКВЭД 68.3 «Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», с удивлением обнаружили, что в списке правительства для гостиничного бизнеса указан код 55 «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания».
Кроме того, бизнес считает, что список властей слишком субъективный и скудный: например, деятельность в области искусства и организации развлечений с кодом 90 включена, а работа библиотек, архивов, музеев с кодом 91 - нет.
В затруднительной ситуации по этой причине оказалась и ТРК «Наш дом».
«Наша организация как единственное в регионе предприятие малого бизнеса в сфере телерадиовещания оказалась в тяжелой финансовой ситуации, - признает генеральный директор ТРК «Наш дом» Татьяна Прошина.
- С 1995 года мы работаем на полной самоокупаемости. 11 канал играет важную социальную роль в регионе, обеспечивая непрерывный вещательный процесс, что особенно важно для жителей региона в режиме самоизоляции.
Естественно, основная статья дохода ТРК «Наш дом» - реклама. Сейчас многие наши рекламодатели вынуждены приостановить свой бизнес, и потому наши доходы от рекламы резко упали. Экономическое положение социально важного телеканала «Наш дом» стремительно ухудшается.
В настоящий момент меры поддержки малого и среднего бизнеса со стороны Правительства РФ (по данным налоговых структур) не распространились на организации телерадиовещания: их почему-то не сочли наиболее пострадавшими в нынешних условиях. И им не оказывается первоочередная адресная поддержка (согласно ОКВЭД 60.20, 60.10).
У нас была надежда на прямое дополнительное субсидирование из бюджета Пензенской области в связи с пандемией коронавируса, но руководством региона этот вопрос не рассматривается...»
В Пензенской области составили свой список видов предпринимательской деятельности, наиболее сильно пострадавших из-за введения жестких ограничений. В него вошли те, кто занимается ремонтом и пошивом одежды, ремонтом компьютерной и бытовой техники, изделий из металла и мебели, изготовлением ключей, химчисткой, репетиторством, фитнес-тренировками и др.
По данным областного правительства, проект закона предусматривает снижение налоговой нагрузки для ИП. Предложение рассмотрят на сессии Заксобрания Пензенской области 29 апреля.
«Малый бизнес хоть так и называется, но играет огромную роль в экономике России! - считает кандидат экономических наук Герман Гуляев. - Это около шести миллионов компаний, которые обеспечивают занятость почти 20 млн человек. Государство просто обязано было подставить им плечо.
Но меры до конца не продумали. Я уверен, что проблема решится, если правительство откажется от детализации кодов или существенно расширит список: составлять его необходимо на основе объективных данных, а для этого нужна актуальная информация о падении доходов и выручки конкретной компании по разным видам деятельности, причем за несколько последних месяцев».
Когда верстался номер, стало известно, что пензенские печатные СМИ обратились к губернатору Ивану Белозерцеву с просьбой включить их в список пострадавших от ситуации, так как их роль в общественной жизни крайне важна, а ситуация - на грани выживания.
«По причине самоизоляции продажи прессы уже упали на 50 процентов, что делает нерентабельным этот бизнес. Растет задолженность дистрибьюторов печатной продукции перед издателями, а те не могут платить типографиям. Доходы от рекламы уже сейчас упали на 50-60% по сравнению с 1 марта. Такими темпами в апреле-мае возможен полный крах отрасли», - значится в обращении.
По оценкам печатных холдингов области, остановка реализации прессы запустит процесс банкротств издателей и типографий в регионе, а это более 700 высококвалифицированных сотрудников, обеспечивающих «на передовой» информационную безопасность Сурского края.
«Молодой ленинец», № 17, 28 апреля 2020 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»