В Троице-Скановом женском монастыре нас встретила мать Ефросинья - именно ей игуменья Иннокентия поручила стать нашим экскурсоводом. Несмотря на внешнюю молодость, в монастыре Ефросинья уже 15 лет.
От ответа на вопрос, почему вдруг девушка из обычной мирской семьи выбрала монашеский путь, она уклонилась, заметив, что у каждой из почти 50 населяющих монастырь сестер (несколько монахинь живут на подворье) своя дорога к Богу.
МОЛИТВА ЗА МОЛИТВОЙ
«Человек приходит сюда, когда ощущает в сердце божий призыв, - объясняет матушка Ефросинья. - Испытывает себя трудником, через какое-то время решает, стоит ли ему принимать монашеский постриг или все же вернуться в светскую жизнь. Бывает, в год два-три человека приходят, бывает - пять…
А вообще последнее слово - за игуменьей, и ее решения можно ждать и три года, и десять лет. Насильно сюда никого не запирают, но после пострига монахиня уже не имеет права покидать монастырь».
Заодно нас посвящают в историю монастыря. Когда-то он был мужским и возник в начале ХVII века. Точную дату, к сожалению, установить уже невозможно, так как в 1676 году пожар уничтожил все документы. В начале 1930-х годов монастырь был закрыт и разорен.
Возрождение святого места началось в 1985 году силами женщин-монахинь. В 1990-м монастырь был возвращен Русской православной церкви и стал женским.
Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть свое хозяйство: поле под картофель и зерновые, огород, сад и ягодный участок, пасека, молочная ферма, птичник. Делают здесь и свои молочные продукты. Их разрешено употреблять в пищу по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. А вот мяса монахини не едят, но могут в разрешенные дни позволить себе рыбу. Наверное, от режима питания да чудесной природы вокруг у сестер такие чистые лица и подтянутые фигуры.
В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины, в их числе и игуменья, которой то и дело приходится куда-то отъезжать по монастырским делам.
«Пожилые сестры - а старшей уже под 90 - живут в богадельне, - говорит матушка Ефросинья. - Многим из них сил хватает лишь на то, чтобы молиться, особенно тем, кто уже принял ангельский чин, великую схиму - это высшая степень монашества. Для монаха самое главное - молитва, а если мы будем только трудиться, то монастырь превратится в колхоз».
На колокольню (высотой 57 метров) каждое утро в 5 часов, чтобы пробудить насельниц, взбирается та сестра, которая ночью молилась. В половине шестого начинается монашеское правило и длится до половины восьмого. В восемь - божественная литургия, где можно исповедоваться и причаститься. Затем послушание, оно у каждого - свое. Например, в обители есть несколько мастерских: рукодельная, травная, мыльная, переплетная. Свои послушницы в трапезной, в просфорной, в ризнице, на скотном дворе, в богадельне…
Первая трапеза только около 11 часов, вторая - в половине четвертого. Вечернее богослужение с половины пятого до 8 часов также заканчивается общей храмовой молитвой. Никакого телевидения, радио и Интернета. Если игуменья посчитает нужным, она сама сообщит о происходящем в мире. Например, о каком-то стихийном бедствии, чтобы сестры помолились за спасение людских душ.
ОТ БЕСПЛОДИЯ И РАКА
В монастырь паломники едут со всей России и из-за рубежа. Многие только для того, чтобы прикоснуться к чудотворной иконе Трубчевской Богоматери (написана в 1765 году). Она не раз спасала обитель от пожаров и дважды избавляла Наровчат от холеры.
«Со временем мы стали замечать, что очень много происходит чудес, - рассказывает Ефросинья. - Одна наша сестра страдала от туберкулеза - в ее легких уже были каверны. Сестры усердно молились за нее перед иконой, и очередное обследование показало: легкие стали чистыми. А совсем недавно молодой человек из Рузаевки рассказал, что после посещения монастыря излечился от 4-й степени рака легких.
Недавно из Мордовии была пара. У них долго не было детей, но они помолились перед иконой и в тот же месяц зачали ребенка. Или вот жительница Мокшана была очень обеспокоена тем, что ее почти 4-летняя дочь не могла говорить. Священник помазал девочку маслом из лампады, а мать усердно молилась пред чудотворной Трубчевской иконой, и вскоре девочка начала говорить».
Рассказали нам и про другие случаи. Например, жительница Нижнего Ломова находилась в коме. Врачи сказали, что более ничего не могут сделать. И тогда отец женщины с внучкой приехали в Сканов монастырь и стали усердно молиться перед Трубчевской иконой, прося помощи Царицы Небесной. В тот же день к умиравшей вернулось сознание, и вскоре она поправилась!
«Свое чудо икона недавно явила и нашей матушке Иннокентии, - рассказывает матушка Ефросинья. - Она задумалась над тем, что хорошо бы расписать собор, но не знала, угодно ли этой Пресвятой Богородице. Да и с финансированием были проблемы. Молилась перед иконой Трубчевской Богоматери, прося, что если ей угодно, пусть поможет. И вскоре один благодетель пожертвовал обители точно такую сумму, которая требовалась».
Недалеко от монастыря синеет купол единственного в мире храма Трубчевской иконы, где служба проводится раз в год - 16 октября, в день празднования чудотворного образа. Факт, достойный того, чтобы быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса!
ИЗ ПЕЩЕРЫ ВЫШЕЛ СЕДЫМ
Решили мы заглянуть и в знаменитый Сканов подземный монастырь. В настоящее время известно о пяти входах в него. Главный располагается почти на самой вершине Плодской горы, у подножия которой бьет родник. Протяженность пещер составляет 590 метров, но это не считая заваленных при советской власти ходов.
Спелеологические экспедиции установили, что пещеры полностью рукотворные и выкопаны монахами вручную с помощью лопат и заступов. Пещерный комплекс подобен катакомбам Киево-Печерской и Псково-Печерской лавр, однако по протяженности он оставляет конкурентов позади. Поговаривают, что некогда на самом нижнем ярусе комплекса располагалось озеро, по берегам которого стояли фигуры из нефрита!
В пещерный монастырь удалялись подвижники, желавшие полного отречения от мира. Последним пещерником, пострадавшим за веру, стал монах Тихон, который в 1928 году был зверски убит топором неизвестными. После исчезновения монахов почти все входы в пещеры были взорваны.
В послевоенные годы двое работников совхоза «Наровчатский» обнаружили узкий лаз и решили прогуляться с фонариком по пещерному комплексу. Фонарик был один на двоих, и вскоре он погас. Искателям приключений пришлось долго идти на ощупь. За это время они будто бы слышали из тьмы то голоса, а то и вовсе пение монахов. Лишь почувствовав свежую струю воздуха, бедолаги смогли найти выход наружу. Один из «исследователей» от пережитого страха поседел.
Корреспонденты «МЛ» - тоже люди любознательные. Включив в телефонах фонарики, мы решили немного прогуляться по подземному лабиринту. Главное наблюдение: в пещерах такая тьма, что даже довольно яркий свет от гаджетов не дает полной картины окружающего тоннеля, ибо путь идет в сплошных поворотах и поднимается то вверх, то по ступеням вниз. Лазы в другие ярусы находятся в труднодоступных местах - либо за поворотом вверху стены над головой, либо в провале трещины резко вниз.
Температура воздуха внутри пещер постоянная, но в каждом ярусе своя: в верхнем - 11-12, во втором - 8-9, в третьем - 6-7 градусов тепла. Воздух совершенно чист и свеж, никаких намеков на затхлость и сырость.
Сделав несколько поворотов, мы повернули обратно. Почему? В какой-то момент показалось, будто в спину нам несутся странные звуки, отчего по спине побежали мурашки. Впрочем, оказавшись под яркими солнечными лучами, над своими страхами мы лишь посмеялись - место-то намоленное и бояться тут нечего!
«Молодой ленинец», № 32, 6 августа 2019 г.
Благодатное место.