Сетевое издание|18+|Пятница|22 ноя 2024|07:07
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+5oC
+6oC
Погода | Сегодня | Дождь |
+6oC
+7oC
Завтра | Облачно |
 
07.12.2018|13:16


Это старинное здание - одно из главных украшений Пензы. Строилось оно на личные средства бывшего пензенского губернатора Николая Селиверстова, также завещавшего нашему городу свою коллекцию картин. А выполнял последнюю волю Николая Дмитриевича (в 1890 году он был убит террористом в Париже) его друг - знаменитый российский путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский.

Он лично выбрал это место на пересечении улиц Садовой (ныне Лермонтова) и Пешей (ныне Богданова) для возведения «рисовальной школы». Уже в 1898 году прошел первый приемный экзамен в художественное училище.

Что происходит в стенах этого храма искусств спустя 120 лет? Как выглядит повседневная жизнь художественного училища им. К. А. Савицкого сегодня? Ответы на эти вопросы решил найти корреспондент «МЛ». Этой публикацией мы открываем в газете новую рубрику - «Один день в...»

СПЕЦБИОЛОГИЯ ДЛЯ РЕСТАВРАТОРА

Приближается девять утра. Тяжелая входная дверь то и дело распахивается — на занятия подтягиваются студенты с огромными планшетами и этюдниками. Всего их 325 человек.

Несколько девушек в измазанных краской халатах с трудом тащат огромные иконы. «Это четвертый курс несет свои дипломные работы на фотофиксацию, - объясняет директор ПХУ Галина Васина. - Снимается каждый этап восстановления образов - потом будет наглядно видно, как продвигалась работа».

В аудитории реставрации - студентки 3-го курса. Очень аккуратно, почти не дыша, они выводят тонкой кистью мазки и узоры. Иконы сюда приносят и прихожане, и священники: часто на образах отсутствуют целые фрагменты изображений. Науку восстанавливать утраченное студентам преподает Елена Кислицына, выпускница этой альма-матер, а затем академического института им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге.

Главным раритетом, с которым доводилось работать Елене Владимировне, был лик Андрея Первозванного 1454 года. «Но больше такой старины мне не встречалось, - признается мастер. - В Пензе редко попадаются иконы старше XVII века».

Сначала поверхность надо очистить, затем снять лак. Попутно делается лабораторный анализ грунта, определяется время создания. В учебном курсе реставраторов даже есть дисциплины «Спецхимия» и «Спецбиология» - студенты изучают разные виды жуков, плесени и микроорганизмов, а также средства борьбы с ними.

ЦВЕТНЫЕ ВОЛОСЫ НАДО ПЕРЕЖИТЬ

Внутри художественное училище так же прекрасно, как и снаружи: свет из больших окон заливает белоснежные коридоры и античные статуи. Ярким контрастом со строгой классикой смотрятся пропитанные бунтарским духом студенты с розовыми, синими, зелеными волосами, в джинсах, толстовках, майках. Впрочем, это лишь придает пикантности академической атмосфере учебного заведения.

«Конечно, у нас есть ограничения по внешнему виду, - подчеркивает Галина Васина. - Строгой формы нет, одежда должна быть удобной для занятий, джинсы вполне уместны. Однако вызывающие наряды мы пресекаем.

А вот цветные волосы просто нужно пережить - это юношеское самовыражение, свойственны такие игры первокурсникам. Со временем студенты развивают в себе чувство вкуса и начинают вести себя иначе. Приходит понимание того, что в первую очередь художник должен самовыражаться с помощью холста!» И недаром во всероссийских пленэрах наши студенты заняли сразу четыре призовых места.

Идем дальше - в очередной аудитории стойкий запах влажной глины, здесь работают скульпторы-второкурсники. Они сосредоточенно лепят голову античной дамы. «Там за шторкой - обычная ванна, в ней и лежит глина, - проводят ребята мастер-класс для корреспондента «МЛ». - Мы берем кусок и облепливаем им заранее подготовленный каркас из деревяшек и проволоки. Время от времени сбрызгиваем водой из пульверизатора, чтобы материал не засыхал».

«После Нового года студенты начнут лепить уже с живой натуры, - говорит преподаватель Артур Громов. - Первые постановки будут портретными - голова человека. А потом целиком вся фигура.

Готовые работы молодые скульпторы относят в ванну и... растворяют в воде. Домой ничего не заберешь: одна работа весит около 20 кг!

Начинающие ваятели не лишены чувства юмора. У одного из молодых людей весь халат исписан... призывами! «Я очень часто так увлекаюсь работой, что обо всем забываю, - улыбается парень. - Тогда одногруппники подходят и пишут на мне послания: «Отвлекись!», «Отдохни!», «Хватит работать!»

«Надежный помощник скульптора - дисциплина «Рисунок», - считает студентка Лера Ковырга. - Нам нужно сделать минимум 10 набросков в день. Мой личный рекорд - 46 скетчей в сутки! Иногда мы рисуем с натуры по шесть часов подряд».

К разговору подключается Лада Ганьшакова: «Мы любим рисовать людей и в кафе, и в транспорте, и на улице. Лучше всего делать это исподтишка - так наброски получаются более живыми. Еще мы любим на рынок ходить: там продавцы иногда сами просят, чтобы их нарисовали. Однажды за набросок нам даже кисть винограда подарили!»

«НАС МОЖНО НЕ СТЕСНЯТЬСЯ!»

Обед в художественном училище длится час - с 12:20 до 13:20. Столовая - в цокольном этаже: небольшая, но всем места хватает. Меню стандартное: гречка, рис, супы, борщ, салаты, картофельное пюре, котлеты, фрукты, творожки. Цены вполне студенческие: за горячее, гарнир и напиток - 80 рублей.

Следом по курсу - библиотека. Вот где настоящая сокровищница!

«Этим полкам 120 лет, - рассказывает библиотекарь с 38-летним стажем Светлана Шигаева. - В нашем фонде около 26 000 книг, львиная доля приходится, конечно, на издания по искусству. Некоторые - на иностранных языках...»

Рисуют в училище везде, даже в коридорах: а что делать, если ты на последнем курсе и нужно сдавать итоговые работы? Вот, к примеру, 19-летняя Софья поставила перед собой картину и принялась ее заканчивать, сидя на корточках. «Я тут изобразила, как Микеланджело расписывает свод в Сикстинской капелле, - рассказывает художница. - Пока это набросок углем, потом я переведу его на холст и буду писать маслом. Домой работу не беру - с такой громадиной тяжело ездить в транспорте».

Иногда на огромные деревянные двери мастерских вешают табличку: «Обнаженная натура!» В такие часы сюда категорически запрещается входить посторонним. Но я-то уже почти своя - меня пустили.

В аудитории звенящая тишина, слышен лишь скрип карандаша о бумагу. На постаменте, опираясь на длинную палку, спиной ко мне стоит мужчина. На нем только нижнее белье. Рельефы тела подсвечиваются лампами. Окна завешены черной тканью, чтобы естественный свет не перебивал электрический.

Такое сложное задание дают на 4-м курсе. Модель стоит, не двигаясь, 40 минут, затем 5-10 минут отдыхает и еще на один урок замирает в той же позе.

«Увы, сегодня мало кто соглашается позировать обнаженным, - говорит преподаватель Сергей Леонтьев. - А вот в 1990-е очередь выстраивалась из желающих - за это тогда неплохо платили».

Мастерская живописи - последний пункт моей познавательной экскурсии. Здесь свои запахи, преобладает «аромат» растворителя для масляных красок. Аудитория поделена на две секции, они разделяются плотными драпировками. В одной работают студенты младших курсов, в другой - выпускники.

«Однажды младший курс писал натюрморт, а старшие - обнаженную пожилую женщину, - с улыбкой вспоминает Рашид Янов. - Их разделяли стол и драпировка. Натурщица неудачно облокотилась на столик и... свалилась за шторку к первокурсникам! Они были в шоке - ничего себе добавление к кувшину и яблокам!»

Мне тоже предложили попозировать. Я насторожилась: «Обнаженной?» К счастью, оказалось, что натура нужна в одежде. Но на всякий случай намекнули: «Мы, художники, все равно что врачи. Нас можно не стесняться!»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло множество студентов и педагогов художественного училища, в том числе и директор ПХУ Иван Владимиров.

В некоторых помещениях здания разместили фонды картинной галереи и школу для одаренных детей из Москвы: около 300 учеников прибыли сюда вместе с педагогами и родителями.

А на оставшихся площадях по-прежнему действовали музейные залы. Зимой под сводами училища было так холодно, что картины покрывались инеем.

Удивительно, но при этом занятия шли своим чередом, работала библиотека. Студенты продолжали «держаться в седле» (хотя с некоторыми случались голодные обмороки) - собирали посылки на фронт, шили из списанных одеял варежки, наушники, портянки.

Многие защитники Отечества так и не вернулись в стены родного училища. Вот всего три примера. Александр Путютин был сбит в бою на своем истребителе над Баренцевым морем. Завуч училища Владимир Пермяков героически погиб под Сталинградом, Евгений Шварев - при освобождении Варшавы...

Анастасия Кузнецова

«Молодой ленинец», № 49, 4 декабря 2018 г.

0
0
0


 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте