Ha вопросы читателей «МЛ» отвечает председатель Пензенского регионального отделения Всероссийского общества православных врачей, наместник Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Феодор (Володин).
- Любая болезнь - это наказание за грехи?
- Нет. Болезнь дается не за что-то, а для чего-то. Все болячки - знаки, которые мотивируют человека вразумиться. Господь, как заботливый родитель, подсказывает нам, что это - горячо, это - высоко, это - остро. Обжегшись или уколовшись, ребенок тоже первым делом возмутится: «За что?!» И только со временем поймет, что такой опыт ему зачем-то дан: чтобы так не делать, чтобы вести себя осмотрительно, правильно.
Так что болезням нужно радоваться! А когда человек только сетует и ропщет, выздороветь будет сложно. Особенно сложный случай - ипохондрики, люди, которые эгоистически привлекают к себе внимание, обнаруживая все новые и новые недуги. Кстати, как правило, это происходит у них подсознательно, а не специально.
Каждый православный человек должен заботиться не только о духовном, но и о физическом здоровье. И помнить, что любая неполадка в организме дается ему для исправления, а период лечения - это время для того, чтобы проанализировать свои поступки и сделать правильные выводы.
- Можно ли молиться своими словами?
- Конечно. Главное - делать это в нужном расположении духа. Например, идете вы по улице, увидели страдающего человека или, например, мимо промчалась скорая с сиреной. Ничто не мешает от чистого сердца сказать про себя «Помоги ему Господь» - это тоже будет молитва.
Впрочем, и молитвослов, конечно, должен быть у каждого православного христианина.
- Кто входит в общество православных врачей и чем оно занимается?
- В нашем обществе около десяти энтузиастов - гематолог, онколог, детский реаниматолог и другие. Но единомышленников, конечно, больше - православные врачи есть в каждом лечебном учреждении города (онкодиспансер, шестая больница, областная больница и др.).
Поскольку это полностью добровольное общество, каждый сам определяет, какие общественные нагрузки на себя взять. Например, помогаем в богадельне при женском монастыре, сотрудничаем с УФСИН, службой крови. Разумеется, эта деятельность полностью бескорыстная.
Наши врачи ездят на семинары, где их обучают многим важным и этическим вещам - например, как рассказывать пациентам о диагнозах, не травмируя душу.
- Внешне что-то отличает православных врачей от других? Может быть, у них какие-то значки специальные есть?
- Такой вопрос уже не раз поднимался на съездах Всероссийского общества врачей, но пока знаки отличия не приветствуются Минздравом. Понять, что перед вами православный врач, можно по иконке, стоящей в его кабинете. И, разумеется, по тому, как и что он говорит пациенту, как себя ведет. Нельзя нравоучать, а самому не вести праведную жизнь. Тогда ты не православный врач, не врач от Бога, а просто лекарь.
- Как правильно брать благословение перед операцией или другим серьезным врачебным вмешательством?
- Для верующего человека брать благословение на то или иное важное событие своей жизни - норма. Тем более естественно желание ощутить милость Божию именно тогда, когда нам особенно тяжело, предстоит какое-то серьезное лечение или операция. Благословение нужно еще и для того, чтобы отстраниться от своих нагнетаемых унынием, страхом или мнительностью помыслов. Человеку в любой критической ситуации необходимо выйти за рамки субъективного восприятия происходящего.
Узнав о необходимости операции, в любой день придите в церковь и попросите прочесть молебен «Перед хирургическим вмешательством». Священник в нем просит Бога направить руку хирурга на выздоровление человека. Конечно, правильным будет также исповедаться и причаститься.
- Мой родственник тяжело болен, но не собирается сдаваться. Я предложила ему собороваться - он очень рассердился и обиделся: считает, что я на нем ставлю крест и не верю в выздоровление...
- Увы, люди еще в советские времена ошибочно стали ассоциировать соборование со скорым отходом в мир иной. Этот предрассудок появился потому, что тогда духовенства было мало, а возможности устраивать регулярное массовое таинство соборования в храмах (обычно на это выделяется четыре выходных в году) не было вовсе. Вот и звали люди священника на дом, когда родственник был уже при смерти.
На самом же деле апостол Иаков так говорит о соборовании: «Если кто болеет, позовет священников, и они сотворят молитву над ним и помажут его елеем во здравие души и тела». Как видите, ни слова о грядущей смерти, а как раз наоборот! Это таинство не влияет на то, сколько человек еще проживет, а нужно для очищения от грехов, поэтому и проводится вместе с исповедью и причастием.
- Батюшка, наверняка к вам иногда приходят родители детей, имеющих серьезные заболевания. Как вы их успокаиваете, что говорите?
- Говорю, что родители всегда в ответе за своих детей, во всех смыслах. Поэтому нельзя сдаваться и опускать руки, вопрошая «За что?!» Нужно бить во все колокола, вставать в очередь на квоту, посещать разных врачей.
Но самое главное - проанализировать собственную жизнь. Если она представляет собой чисто анархичное плотское бытие, без уважительного отношения к духовным ценностям, то чего удивляться? Обоим родителям нужно исповедаться за все прошлое и нащупать пути изменения себя к лучшему. Ибо сказано в Евангелии: «Без вас вам не помогу».
- Почему одни люди от молитвы исцеляются, а другие нет? У них искренность разная?
- Чтобы молитва дошла до Господа, нужны не просто слова, а наш личный пусть маленький, но подвиг, то есть духовное усилие. Мало просто подать записочку за здравие или поставить свечку перед иконой. Подайте милостыню на улице, хотя бы день не курите, не бранитесь (даже в мыслях), прочитайте, скажем, 50 раз молитву Богородице. Такой обет каждый назначает себе сам и по силам, конечно. Тогда и молитва получается более глубокой.
- Можете ли вы рассказать о самом удивительном случае исцеления в вашей практике?
- Да, был такой случай. Когда я окормлял пензенский онкоцентр, мы, как обычно по субботам, пошли со старшей сестрой милосердия причащать маленьких пациентов. Среди них был очень тяжелый мальчик 5-6 лет, дело дошло уже до реанимации: в организме ребенка не осталось красных кровяных телец и ресурсов, чтобы бороться с опухолью...
Мама с выплаканными глазами сидела рядом с малышом и гладила его по головке. Я спросил ее: «Причастить вашего сына?» Она вежливо дала понять, что не считает это необходимым. Но сам мальчик заинтересовался и попросил провести этот обряд.
Звучит невероятно, но через несколько дней его организм сам (!) начал вырабатывать красные кровяные тельца - появились они буквально из ниоткуда! Маленький пациент успешно прошел все курсы химиотерапии. Я следил за его судьбой. Сейчас это уже 15-летний юноша, дай Господь ему здоровья!
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 47, 20 ноября 2018 г.
Этот поп явно не врач.