Пенсионерке из села Танеевка (Лунинский район) Екатерине Гузевой есть чем гордиться в своей жизни: она достойно воспитала трех своих детей и двух приемных, а теперь вновь приняла под свое крыло обездоленных братьев.
«В начале года раздался звонок из органов опеки, — рассказывает Екатерина Михайловна. - «Выручайте, у нас тут мальчики 16 и 13 лет, родителей лишают прав, жалко их в детдом отдавать, хорошие ребятишки! Вся надежда на вас, больше с ними никто не справится!»
Я всю ночь не спала, думала, как поступить, все-таки немолодая уже — 63 года. Справлюсь ли? Но сердце подсказало верное решение!»
ЕГОР
В этом Гузевой, конечно, повезло - все мальчишки ей попадались веселые, добрые, общительные... Правда, приходили они к ней с такой трудной судьбой, что не дай бог никому!
Впервые многодетная мать решилась взять на воспитание чужого ребенка в 2006-м, когда в большом доме стало пусто и одиноко. К тому времени женщина схоронила мужа, а свои дети выросли: два сына уже строили свою взрослую жизнь, да и дочка готовилась вот-вот выпорхнуть из родного гнезда.
Перед новым годом в надежде на чудо Гузева попросила в органах опеки подыскать ей брошенного родителями малыша, но подходящих вариантов не нашлось. А в конце апреля Екатерина Михайловна (она работала директором местной школы) узнала о вопиющем случае — приемная семья отказалась от 6-летнего мальчика.
«Поехала я в больницу поглядеть на Егора, узнать, почему с ним так поступили, - вспоминает наша героиня. - Оказалось, что людьми двигала материальная составляющая, поэтому при первых трудностях они сдались.
Зашла к мальчишке в палату и чуть не расплакалась: сидит худенький, весь в синяках, заикается при разговоре, видно, на него не раз поднимали руку. Медики предупредили, что ребенок гиперактивный, с таким будет тяжело справляться. Но я не испугалась, все-таки большую часть жизни проработала учительницей».
Поначалу от Егорки у Гузевой действительно кружилась голова! На месте он не сидел ни минуты, бегал по всему дому, вертелся как юла. Подвижность этого ребенка удивляла и всех школьных педагогов, они искренне сочувствовали Екатерине Михайловне: бедная, ох и намается она с ним... Но опытный педагог и многодетная мама смогла направить такую кипучую энергию в нужное русло!
«Проблем со взаимопониманием у нас не было. Егор в мгновение стал родным, с первого дня называл меня мамой, - продолжает Екатерина Гузева. - Во всем помогал мне по дому - и прибраться, и приготовить. А как он ловко беляши лепил! Я купила ему баян, определила на занятия, и Егорка этот инструмент быстро освоил.
Вскоре сын проявил себя в спорте, и тут всем стало понятно - вот наилучший способ тратить энергию. Я бережно храню грамоты и медали, полученные Егором за победы в различных соревнованиях - по легкой атлетике, баскетболу, на турнире «Сурский ниндзя». Недавно он завоевал 1-е место на спартакиаде допризывной молодежи Пензы!
Правда, на протяжении нескольких лет Егорка каждую ночь прибегал к моей кровати и с совсем не детским выражением лица спрашивал: «Мамочка, ты меня не бросишь?» Я плакала и обнимала его, шептала: «Конечно, нет!»
Без проблем, разумеется, не обходилось. А в какой семье их не бывает? Парнишка из-за своей гиперактивности мог сорвать урок, но педагоги входили в положение, знали, что он не со зла так поступил.
Главное, что Егор рос честным и справедливым мальчиком. «Мамочка, я двойку получил, - каялся он, бывало, с порога. - Но я завтра же все исправлю! Обещаю!» И эти обещания он всегда исполнял.
А как-то раз ученики не убрались в классе. Когда учительница поинтересовалась, кто дежурный, все промолчали. Педагог решила проучить ребят, сказала, что сама вымоет полы, и попросила принести ведро со шваброй. Две девочки исполнили поручение.
И только Егор подошел к классному руководителю, молча взял швабру и вымыл класс. В тот день он не был дежурным...»
ВЛАДИМИР
Брат у Егора появился спустя два года, после того как закрыли школу. Екатерине Михайловне предложили взять к себе 11-летнего Вову - ребенка из неблагополучной семьи, на глазах которого было совершено страшное преступление...
«А я смотрю - мальчишка симпатичный, правда, щупленький, как мой Егорка, хотя и старше на три года. Думаю, ну раз Бог нас свел, значит, это судьба! - разводит руками Екатерина Гузева. - Помню, как Вова поначалу все старался наесться впрок, выбирал еду не повкуснее, а посытнее, брал хлеба побольше. Конфеты же для него были настоящей диковинкой! Смотрела на все это, и мое материнское сердце сжималось от боли!
Мне хотелось, чтобы мальчик не терял связи со своей биологической матерью и бабушкой. Егорку мать подкинула к отделу образования совсем маленьким, и ее концов было уже не найти. А Вова со своими родными долго жил. Как-то раз решили мы навестить его мать в ее день рождения. Как положено, купила я торт, подарок.
Приходим, а хозяйка дома уже сильно навеселе... Только и смогла она сказать, что рада - ребенок в хорошие руки попал. А Вовчик подошел ко мне и шепчет на ушко: «Мама, поедем домой!»
Екатерина Михайловна как могла старалась вернуть мальчишкам детство, денег не жалела, покупала все самое лучшее. У детей были и компьютеры, и мобильники. Гузева всегда находила для ребят интересный досуг, водила их в походы, развлекала в клубе, где, кстати, многодетная мать работает и по сей день.
«Я с моими мальчишками никогда не сюсюкала - всегда беседовала по совести, разговор был честным, - признается педагог. - Я им с детства день за днем объясняла, как надо себя вести, всему учила заново и вижу, что в их головах это отложилось. До сигарет или вина им нет никакого дела, они знают - есть на этом свете вещи куда более интересные!»
Егор учится на повара, а Владимир трудится слесарем и уже завоевал в своем деле авторитет - к нему обращаются как к классному специалисту. У обоих парней машины, а Владимир даже квартиру получил. Каждый день, каждый час молодые люди вспоминают добрым словом свою маму - человека, которому они стольким обязаны в своей жизни!..
АНДРЕЙ И МАКСИМ
Предложение вновь взять к себе подростков оказалось для Гузевой полной неожиданностью. Екатерина Михайловна решила спросить совета у детей - и своих, и приемных. А те в один голос: «Мама, побереги себя!»
После непростых размышлений многодетная мать все же решила посмотреть на братьев. И в который раз ее доброе сердце забилось быстрее. Старший из пацанов, Андрей, предстал перед ней в несуразной мужской куртке, обвисших на коленях и дырявых штанах, огромных ботинках. Второй находился в это время в коррекционной школе.
Гузевой рассказали, что дети жили с матерью и отчимом, которые их постоянно избивали, закрывали в погребе, морили голодом. Чтобы хоть как-то прокормиться, мальчишки подрабатывали пастухами.
Перечисления всех бед, выпавших на долю этих детей, Екатерина Михайловна не дослушала. Сказала, чтобы мальчик собирался с ней домой.
«Но в таком виде я его в деревню привести не могла, местные ребятишки начали бы смеяться, - качает головой наша героиня. - У меня были последние 5 000 рублей, и я решила одеть мальчишку по полной программе, встречают-то, как известно, по одежке...»
Пока что учится Андрей посредственно, таблицу умножения еще не освоил, падежей не осилил. Но лиха беда начало! Екатерина Михайловна уверена, что со временем все удастся направить в нужное русло.
Младший брат, Максим, приезжает в дом Гузевой на время каникул. За время, проведенное вместе в семье, ребята заметно присмирели, успокоились. Когда приходит время расставаться, в глазах Максима всегда стоят слезы. Знаете, о чем это говорит? Есть свет в его душе! А значит, все получится...
Ведут себя братья как настоящие джентльмены, хотя, казалось бы, откуда взяться таким манерам. Эти мальчишки и полы вымоют, и посуду. Как только Екатерина Михайловна заходит в дом, они спрашивают, чем ей помочь, предлагают накрыть на стол, поесть. Правда, называют ее только по имени-отчеству. Возможно, пока?
«Я никогда не делила детей на родных и чужих, - улыбается Екатерина Гузева. - Рецепт исцеления душевных ран у этих ребят один — искренняя любовь к ним. Можно говорить что угодно и сколько угодно, но пока дети не почувствуют тепло твоего сердца, ничего не изменится».
Олеся Андреева
«Молодой ленинец», № 42, 16 октября 2018 г.
Низкий поклон этой замечательной женщине! Побольше бы таких Матерей, которые могут дать тепло и родным детям, и приемным.