К 2020 году 75 млн человек могут лишиться работы - такой неутешительный вывод сделали в Евразийском институте конкурентоспособности. Причина очевидна - развитие новых технологий. Но при этом, по оценкам экспертов, на рынке труда появится около 133 млн новых рабочих мест.
Кого именно вычеркнут из списка востребованных специалистов? И чему стоит учиться уже сейчас, чтобы не остаться без дохода в ближайшем будущем? Давайте разбираться.
УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ
Свое видение ближайшего будущего озвучили и сотрудники Московской школы управления «Сколково». Они полагают, что к 2030 году в нашей стране исчезнут 57 профессий. В группу риска угодили операторы кол-центра (за них с клиентами все чаще общаются автоответчики или боты), корректоры (орфографию проверяет автоматика), экскурсоводы (их вытесняют аудиогиды на любых языках).
Скоро ненужными станут трудовые книжки и официантов, писателей, библиотекарей, туристических агентов, смотрителей в музейных залах... Впрочем, чему удивляться: одна из зарубежных компаний уже включила искусственный интеллект в свой совет директоров!
По мнению основателя крупного российского хантингового агентства Алены Владимирской, в ближайшие 10-15 лет изменения коснутся профессий, в которых нет экспертизы, а есть только перечень выполняемых операций. Труд продавцов, кассиров, рядовых бухгалтеров, юристов полностью автоматизируют. «Так что, если вы хороший эксперт в любой отрасли, вас не сожрут еще очень долго, поэтому важно постоянно повышать свой профессионализм», - подчеркивает Владимирская.
И напоминает: уже сейчас коренным образом изменился подход «сначала учусь, потом работаю». Сейчас главный выигрышный навык - адаптивность, то есть постоянно учиться, всю жизнь. Причем осваивать что-то эксперт советует гораздо раньше, чем до этого уровня развития дойдет ваше предприятие. «Нужно выигрывать за счет коротких, понятных курсов, не ждать, когда с тебя спросят соответствующие навыки, а самому предлагать их», - уточняет опытный рекрутер.
СВОБОДА ВЫБОРА ДЛЯ РЕБЕНКА
«Перспективные профессии становятся все теснее связанными с технологической сферой, - добавляет кандидат экономических наук Герман Гуляев. - Гуманитарные специальности никуда не денутся, но мир все острее нуждается в знатоках точных наук, особенно цифровых технологий. Правильно сказал Билл Гейтс: «Бизнес будущего оставит только два вида компаний: те, что в Интернете, и те, что уйдут с рынка».
Людям, чьи профессии рискуют стать анахронизмами, придется принимать тенденции времени и менять квалификацию. Сейчас высок спрос на технологов во всех индустриях, особенно в пищевом производстве, фармацевтике и химии. Многие делают ставку на медицину и считают, что будущее за диетологами, сетевыми врачами и специалистами по работе с медицинскими роботами: компьютеры смогут выделять закономерности, но понимать их под силу только человеку. И пока выводы делают люди, роботы нас не вытеснят.
Родителям подростков я бы посоветовал не гнать ребенка в вуз. После 9-го класса можно пойти в колледж: на соревнованиях по профмастерству их студенты уже начинают обгонять представителей университетов. А после колледжа можно получить смежную профессию, которая повысит ценность специалиста. Например, если человек учился в колледже на программиста, а затем поступил в вуз на «Информационные технологии в медицине», то выйдет оттуда междисциплинарным специалистом и будет более конкурентоспособен».
У психолога Елены Потапенко тоже есть рекомендации для родителей выпускников:
«Пусть дети будут свободными в выборе! Больно видеть, как за подростков часто все решают мамы и папы - чем увлекаться, что учить, кем быть. При этом нынешние взрослые - люди «лампового» поколения, выросшие при другой экономической системе и модели отношений. Если слепо следовать отжившим стандартам, в жизни не адаптируешься к новому миру.
Поэтому обеспечьте вариативность в обучении: если ребенок хорошо рисует, пусть попробует себя в робототехнике или дизайне. Если у подростка получается писать программы, пусть попытается соединить это с музыкой».
ИЗ УСТ ПРАКТИКОВ
«В нашей работе рост автоматизации уже заметен - это и ЗD-печать, и лазерная маркировка продукции, и автоматизированные системы мойки деталей, - перечисляет Андрей Куприянов, инженер-электроник ремонтной службы. - Станки с ЧПУ теснят универсальный парк, хотя еще неудобны для опытного и мелкосерийного производства. Сборка и монтаж изделий - это ручной труд, роботизация в рамках малого предприятия нерентабельна.
Для проектирования изделий мы уже сейчас применяем CAD-системы, но живого конструктора и они не заменят. Шагнули вперед и технологии перевода чертежей в машинные коды станков, однако конечный результат все равно правится вручную под нужные условия.
За свой скромный труд ремонтника я вообще не боюсь. И в испытаниях, и в пусконаладке замены людям нет вообще. Так что я бы не сгущал краски».
Владимир Розов, руководитель компании Bit.games (разработка компьютерных игр для мобильных платформ), подтверждает: хотя искусственный интеллект уже пробрался в сферу создания программного кода, но пока просто берет на себя рутину и не готов решать творческие задачи. Человеку есть чем заниматься.
«Но в целом, конечно, технологии завораживают, - улыбается Владимир. - Вроде бы еще недавно на студенческой скамье я паял платы, а теперь путешествую в виртуальной реальности. Даже дети уже с ее помощью изучают Солнечную систему, находясь внутри нее!»
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 41, 9 октября 2018 г.
Идите в разработчики. Если голова на плечах есть, без работы и хорошей зарплаты не останетесь.