В микрорайоне Заря десятки пензяков могут лишиться своих дачных участков из-за того, что рядом проходит газовая труба. Ситуация абсурдная: когда люди строились, минимально допустимые расстояния охранной зоны были одни, а спустя годы стали другие. И теперь некогда законные постройки превратились в незаконные, так как слишком близко соседствуют с опасным объектом...
НЕРАВНЫЙ БОЙ
В 2016 году нескольким владельцам дач пришли иски от ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» с требованием снести строения за свой счет. Причина – нахождение домиков в охранной зоне, что запрещено законом. Эта новость стала для обитателей Зари шоком – ведь в советское время они ничего не нарушали, стройка велась абсолютно законно! Есть среди дачников и те, кто обосновался на этой земле задолго до проведения газовой трубы. Один из них – 79-летний пенсионер Сергей Ефимчук.
«Эти участки нам раздавали начиная с 1960 года от завода «Пензхиммаш» для ведения садово-огородных работ, – рассказывает Cергей Михайлович. – Я, между прочим, отработал там 45 лет! Начинал со слесаря, а уходил на пенсию с должности заместителя генерального директора.
Нас тогда предупредили о строительстве газовой трубы, указали место, где она будет пролегать, и сказали, что по нормам дача должна располагаться не менее чем в 100 метрах от этого объекта. В начале 1970-х мы построились. Конкретно я взял расстояние от газопровода с запасом – 124,6 м».
В 1977 году газовая труба сроком эксплуатации 40 лет была проложена. Ни у кого ни к кому претензий не возникало. А когда Советский Союз развалился, все садоводы, в том числе и Ефимчук, дачи приватизировали. Спустя столько лет садоводы-огородники получили «привет» от газовиков. Выяснилось, что в 1985 году СНиП изменился, и с тех пор расстояние от дач до трубы должно составлять 150 метров.
«Не понимаю, почему я должен сносить свою дачу, а не они переносить свою трубу, – разводит руками Сергей Ефимчук. – Тем более что даже речи не идет о какой-либо компенсации. Где же справедливость?! Дача для меня единственная отдушина, раньше мы здесь все лето проводили с покойной супругой, теперь я один тут время коротаю. Пока силы есть, занимаюсь огородом, свою продовольственную программу выполняю. Урожай невелик, но мне хватает».
Пенсионер пытался отстоять свои права в суде, и первое решение было вынесено в его пользу. Однако Газпром обжаловал его, и в следующий раз служители Фемиды, ссылаясь на опасность такого соседства для жизни, вынесли иной вердикт. С тех пор пожилой мужчина потерял покой, он продолжает искать защиту в вышестоящих судах, но пока эти усилия безуспешны.
КЛЕРКИ-ПУТАНИКИ
Еще одной заложницей необычной ситуации оказалась 76-летняя Людмила Володина – ее дача располагается в 135 метрах от злосчастной трубы. «Мне в этой жизни и так пришлось несладко, родители погибли на войне, росла сиротой, – делится Людмила Егоровна. – Думала, вот уйду на пенсию, наконец-то отдохну от невзгод. В 1996 году сын выкупил для меня у бывшего сотрудника Химмаша дачный участок с домиком 79-го года постройки. С тех пор я все лето живу там вместе со своей слепой овчаркой.
Дача, конечно, старенькая, ветхая, но природа вокруг замечательная. К тому же работа на дачном участке помогает поддерживать здоровье. Но теперь у меня все отбирают! За что?»
Пензячка обратилась с жалобой в администрацию Президента РФ, но клерки переправили бумаги для разбирательства... в Ульяновскую область! Ну что ж, бывает, кто не ошибался... Но дальше – больше! Ульяновские чиновники переслали ответ... в Кузнецк, где разгорелся подобный конфликт, но связанный с нефтепроводом. Видимо, подумали, что все это из одной оперы. Так в итоге у Володиной оказалась на руках бумага о том, как чиновники решают проблему с нефтепроводом...
ИНСУЛЬТ
Получила иск от газовиков и 60-летняя Татьяна Уварова, которая тоже купила в Заре участок, правда, позднее – в 2008 году. «Я выкупила дачу у своей пожилой мамы, чтобы переоформить ее на себя. Для этого я продала свою дачу возле Сурского моря, подумала – зачем мне две, а здесь все же поближе к дому, – рассказывает Татьяна Владимировна. – Дача в Заре по документам построена в 1977 году, то есть одновременно с газопроводом. У меня есть все документы: кадастровый паспорт, договор купли-продажи, все оформлялось в регистрационной палате, и ни у кого вопросов о минимально допустимых расстояниях ко мне не было.
Спрашивается, куда же смотрели ответственные лица? Все суды в регионе я проиграла, хотя Конституционный суд в ответ на мой запрос пояснил, что «является недопустимым возложение на невиновное лицо обязанности по сносу за свой счет не им созданной постройки». В итоге крайней решили сделать мою маму, но иск ей я передавать отказалась, у нее и так здоровье слабое. Так они его направили сами, и в результате мама слегла с инсультом! Теперь она инвалид I группы и лишена дееспособности...»
Сейчас вся надежда дачников из Зари на Верховный суд. Всего в охранной зоне находится порядка 20 участков, их владельцам вскоре также могут прийти иски с требованием о сносе.
СПАСЕНИЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ
На резонный вопрос втянутых в судебные тяжбы пензяков, почему газовики стали переживать об опасном соседстве только спустя 45 лет, ответ, как оказалось, есть. Как упоминалось, срок эксплуатации газовых труб с момента прокладки трубопровода составлял 40 лет и истек в 2016 году. Организацией была заказана экспертиза, которая оценила состояние труб и разрешила продлить срок их использования еще на 10 лет, то есть до 2026 года. Но с оговоркой, что рядом с объектом людей быть не должно.
Так что ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» просто обязано обеспечить безопасность граждан. Однако сделать это решили за счет самих же дачников.
К ЧЕМУ ВСЕ ЭТО?
«Про эту ситуацию с трубой мне стало известно еще в 2010 году, – говорит заведующая филиалом города Пензы Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов Ольга Выхристюк. – Сначала организация обратилась с иском о сносе 7 жилых строений, которые были возведены в 1991, 1992, 1993 годах по другой стороне газопровода. Все они попали в зону минимально допустимых расстояний.
Из пахотных земель людям выдавались участки для строительства. Но спустя столько лет выяснилось, что директор предприятия неправильно указал им места для застройки. У многих собственников это было единственное жилье. Однако суд встал на сторону истцов, ссылаясь на то, что проблема касается безопасности людей.
Последняя надежда – Европейский суд, где были случаи, когда учитывались интересы ответчиков. Ответ из Европейского суда может послужить поводом для пересмотра процесса в России. Однако этот ответ мы ждем уже 7 лет. А дело тем временем дошло и до дачных домиков. Только вот непонятно, к чему это все, ведь спустя 10 лет трубу из Зари все равно придется убирать. Так почему бы не сделать этого сейчас, никому не причиняя страданий?»
ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
Проблема соседства с газопроводами и нефтепроводами не раз поднималась федеральными СМИ. Как сообщает «Российская газета», в стране в запретной зоне газопроводов может находиться 1,5 миллиона домов. При этом собственники недвижимости, построенной «на трубе», могут и не знать об этом.
В прошлом году в ходе «Прямой линии» к Президенту РФ обратилась жительница Челябинской области, чей дом оказался в запретной зоне газопровода. Садовый дом был построен в 100 метрах от газовой трубы в 1980-х без каких-либо нарушений. В 2014 году вышло постановление об увеличении охранной зоны газопровода со 100 до 150 метров. После этого было принято решение о сносе дома за счет владельца и без компенсации.
Владимир Путин предложил «оставить в покое» владельцев таких домов.
В итоге на официальном сайте Кремля появился перечень поручений: «Правительству РФ обеспечить... внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания правовых механизмов для возможного использования гражданами зданий и сооружений, не относящихся к магистральным трубопроводам и расположенных в пределах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов», – говорилось в документе.
При этом должны быть соблюдены следующие условия: «права собственности на объекты и земельные участки зарегистрированы гражданами в установленном порядке; собственниками объектов предоставлены письменные подтверждения об отсутствии претензий, в том числе материальных, к организациям – собственникам магистральных трубопроводов в случаях возникновения аварийных ситуаций».
Речь идет, конечно, только о добросовестных владельцах, которые строили свои дома, не нарушая закон. Поручения должны были исполнить до 31 декабря 2017 года. Остается надеяться, что и у пензяков теперь появится шанс отстоять свои дачи и домовладения в ходе очередных судебных разбирательств.
Ну а пока что раз в три месяца за неисполнение решений суда владельцам домов и домиков начисляют штрафы в 2 000 рублей...
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 16, 17 апреля 2018 г.
penzainform.ru писал(a):
penzainform.ru писал(a):penzainform.ru писал(a):