«Если что-то делаешь, делай это из-за любви либо не делай вовсе», – когда-нибудь Виталина Минаева повесит этот девиз на входе в свою школу балета и фламенко. Пока же еще руки не дошли: первому заведению такого рода в Пензе всего три года. Но за это время сделано так много, что даже не верится.
Например, уже второй год маленькие пензенские звездочки танцуют на лучшей сцене города вместе с профессиональными артистами из театра «Корона русского балета» под управлением Анатолия Емельянова. Недавно вот давали «Спящую красавицу».
ИСКРА БОЖЬЯ
Сама Виталина – пример для юных граций. Высокая, с идеальной осанкой и талией 60 см, она завораживает уже «на берегу». А когда делает первое па, все вокруг замирают от восхищения… Непонятно только одно: откуда все это в обычной поволжской барышне?
«В детстве я не ходила пешком – все время бегала, – улыбается Виталина. – Ноги сами несли куда-то, хотелось танцевать. У учителей вечно была «гонцом». Потом меня отдали в школу искусств, но преподаватель попался непрофессиональный: мы старательно разворачивали носки врозь, сильно прогибались в спине (ведь так делают настоящие балерины?), а нас не поправляли. В результате мы завалили себе стопы – непоправимо деформировали…»
Виту спасла Светлана Купная, балерина Киевского театра, преподававшая в нашем «Каблучке» – она разглядела в девочке искру Божью. А та была на седьмом небе от счастья – через весь город после школы ездила в Терновку в промерзшем троллейбусе с крохотной шоколадкой в кармане – едой на весь день. Преподаватель невзначай подкармливала свою лучшую «феечку» – чтобы ветром не сдуло.
«Я очень хотела получить высшее образование, связанное с танцем, – продолжает Виталина Минаева. – Но тогда, в начале нулевых, считалось, что хореограф обречен на нищенское существование. Конечно, напрямую мне такого не говорили, но я чувствовала. Поэтому, когда папа предложил поехать в Москву, я нисколько не удивилась, что это будет что-то чуждое для меня. Так и вышло – он отвел меня на факультет, где готовили менеджеров по туризму».
ИЗНАНКА КУЛИС
Заполняя анкету абитуриента, на вопрос «Почему вы хотите поступать к нам?» девушка честно написала: «Надеюсь, это как-то поможет мне в плане хореографии».
Этот абсурд среди массы безликих отписок привлек внимание кого-то из членов приемной комиссии. И Виталине посоветовали подать заявление в академию танца. Оказалось, ее возглавлял председатель Союза хореографических училищ России, историю танца читала учредитель журнала «Балет», а преподаватели были коллегами Юрия Григоровича, художественного руководителя Большого театра!
«Экс-солист театра балета Бориса Эйфмана Александр Абриталин выделил меня среди остальных и почувствовал, что мне на роду написано работать с детьми, – улыбается наша землячка. – Он показывал, как правильно обучать деток. Тогда я впервые попробовала поработать с трехлетками и поняла: это мое!»
Попутно Вита получила направления в столичные балеты. И… очень сильно разочаровалась. «Все мои возвышенные представления рухнули в одночасье! – вздыхает она. – За кулисами стоял мат. Имели место и зависть, и «выживание» новичков.
Но тут нашей землячке опять повезло: ее познакомили с организаторами труппы Русского имперского балета. Вита легко влилась в коллектив, упорно работала и уже готовилась к гастролям… И вдруг неожиданная новость: беременность!
ИЗ МОСКВЫ - В ТЕЛОГРЕЙКУ
«Мне пришлось самостоятельно обеспечивать себя и дочку Лизу, – продолжает балерина. – Я была и менеджером во французской косметической компании (научилась продавать кремы по 20 тысяч рублей), и социальным педагогом. А попутно танцевала фламенко: Божьим провидением попала к великой Виолетте Гонсалес, 80-летней испанке, которая ездила в Москву ставить танцы».
Седовласая старушка в серебристых туфлях и черном трико (а вовсе не в красной юбке и с розой за ухом!) так влюбила Виту во фламенко, что теперь ее школа танца в Пензе носит имя Виолетты Гонсалес.
…Устав от мегаполиса, в поисках себя и работы Вита уехала в Каргополь – старинный русский город под Архангельском, утопающий в слепящем снегу и колокольном звоне.
«Там дровами пахнет и звезды видно… – вспоминает Виталина. – Я поселилась в домишке с маленьким огородиком, облачилась в телогрейку и платок, наконец-то дорвалась до валенок (так и визжала от радости: «Дайте их мне скорее, я из Москвы приехала!»)».
И хотя наша землячка дала сольный концерт и глава города лично с ней здоровался, уверенности в завтрашнем дне не появилось. Тогда молодая мама уже почти в отчаянии помолилась святой Матроне…
ВОТ ТАК ЛИЗА!
«Вернулась – и сразу морковку полоть: подножный корм – наше все, – рассказывает Вита. – И вдруг в дыру в моем покосившемся заборе заглядывает женщина: «Хореограф тут живет?»
Оказывается, сарафанное радио успешно включилось: мама захотела подготовить дочку к танцевальному конкурсу, что и было блестяще сделано всего за неделю. А уже скоро Виталина Минаева учила прекрасному искусству и всех остальных желающих, включая воспитанников всех местных детсадов.
Маленькая Лиза проводила по шесть дней в неделю с мамой на ее уроках. Та была поглощена ученицами, а дочка осваивала все элементы сама. Даже на мостик встала без посторонней помощи. А заодно впитала и любовь к малышам. Сегодня у 12-летней Елизаветы она выражается в очень необычном увлечении.
«Дочка знает почти всех инста-мам (пользовательниц соцсети. – Прим. ред.) Пензы и России, помнит имена и дни рождения их детей, – улыбается Виталина. – У нее в руках все время какой-нибудь медицинский журнал: стоим в очереди, а Лиза рассказывает мне про предлежание плаценты или особенности вынашивания двойни! И хотя они еще даже анатомию не проходят, я не препятствую тяге к знаниям: главное, чтобы запал познавать новое не улетучился к окончанию школы.
С малышами Лиза тоже уже успешно занимается, помогая мне: крохотные балериночки ждут именно ее».
ТРУД, ПОТ И БОЛЬ
Балет – это классическая иллюстрация к теме диссертации по психологии «Несостоявшиеся амбиции взрослых, обращенные на детей»: уж слишком часто ребенка выпихивают на сцену, не разобравшись, что нравится лично ему. «Да, такие родители встречаются, – говорит Виталина. – И, когда начинают жаловаться, что дочка не хочет танцевать, я предлагаю маме самой встать к станку. Очень помогает: как правило, и женщина умеряет напор, и малышка с удовольствием бежит на занятия.
Но труднее приходится с родителями, которые воспринимают школу и меня как обслугу. Это чисто потребительское отношение, и оно в корне неверное, как неверно и заблуждение, что балет – это исключительно софиты, воздушные пачки и блестки на висках. Прежде всего это труд, пот и боль: недаром этот вид искусства называют «каторга в цветах».
Виталина Минаева знает, о чем говорит: много лет она танцевала в самых обычных пробковых пуантах, натирая пальцы в кровь. Не дай Бог перед премьерой появилась мозоль – после выступления ноги будут сбиты в мясо!.. Лишь в академии танца в Москве Вита увидела у сокурсницы-англичанки диво дивное – гелевые вкладыши. Попросила привезти и ей такие. Прошло больше десяти лет, а подушечки как новенькие – пальцам в них комфортно, и никаких ссадин. А в России таких удобных штуковин не продают…
ПРО ЮБКИ И БЛАГОДАТЬ
«Балет взрослому освоить проще – он понимает, зачем работать над собой, – размышляет преподаватель танца. – А ребенка приходится заставлять. Фламенко же – танец без возраста, ко мне ходят самые разные ученицы, даже уже бабушки. Но и они преображаются настолько, что их мужья теряют дар речи!»
Сама Виталина тоже однажды сильно преобразилась – в день, когда купила красный сарафан и навсегда забыла про джинсы! Тогдашний кавалер округлил глаза: «Мы на костюмированный бал собираемся?» – «Нет, – улыбнулась девушка. – Просто я нашла свое!»
С тех пор Вита носит только юбки. «Здорово, что после прихода Николая Цискаридзе в Академию русского балета пачки а-ля тарелки уступают законное место юбкам по колено (как это и было в царской России). А вообще, балет нужно смотреть не глазами, а сердцем – тогда будешь видеть не трико танцоров, а душу танца!» – уверена Виталина.
Иногда, в перерывах между уроками и премьерами, она отправляется в паломнические поездки: «Главное – не заходить после церкви в торговый центр! Иначе растеряешь всю намоленную благодать. А еще я все время себе напоминаю: куда мы смотрим, теми и становимся. Неслучайно в монашеской келье висят только изображения святых…
Да и деньги – это не мерило счастья. Как только появляется наличность – начинаешь от нее зависеть…
Даст Бог, однажды я смогу восстановить какой-то храм или кормить бездомных. А пока забочусь о семье: она у меня огромная – все мои воспитанницы! И за каждую малышку в пачке, ступающую на большую сцену, я радуюсь больше, чем за себя!»
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 12, 20 марта 2018 г.