На вопросы читателей «Молодого ленинца» отвечает пензенский транспортный прокурор Сергей Гусев.
***
– Сейчас то и дело можно увидеть молодых людей, запускающих в небо различные беспилотники с видеокамерами. Насколько это законно? Ведь такая штуковина запросто может свалиться людям на голову!
– Сегодня эти беспилотники – наша головная боль. Их покупают все подряд, как для дела, так и для развлечения. По закону дроны до 30 кг включительно не требуют госрегистрации.
Вместе с тем, перед тем как совершить где-либо полет, нужно согласовать его с Пензенским центром организации воздушного движения (находится в аэропорту г. Пензы)! Потому как эта, казалось бы, безобидная игрушка с легкостью может привести к страшному ЧП. Например, если она попадет в двигатель легкомоторного судна, пиши пропало. Летом у нас был случай, когда сова залетела в движок крылатой машины, и в итоге пилот едва сумел сесть на запасной аэродром в Саратове…
А вот если приспособление весит более 30 кг, его необходимо зарегистрировать в Росавиации и в обязательном порядке застраховать.
***
– В прошлом году на одном из праздников, проводимом под Пензой, желающие за деньги совершали путешествие на воздушном шаре. Разве такой вид деятельности не должен быть как-то узаконен?
– Вы абсолютно правы. К воздушным шарам предъявляются точно такие же требования, как и к легкомоторной авиации вплоть до обучения пилота. У нас в области зарегистрирован лишь один воздушный шар, на котором, я знаю точно, никого и никогда не катали.
На этот вид деятельности – катание пассажиров – должна быть лицензия. Так что если кто-либо предложит вам подняться в небо на шаре, прежде попросите документы, разрешающие подобные услуги.
***
– Сколько в области зарегистрировано машин легкомоторной авиации? Часто ли с такими самолетами случаются катастрофы?
– В Пензенской области зарегистрировано 7 легкомоторных самолетов. Весной-летом к нам по просьбе сельхозпредприятий для обработки полей от вредителей перелетают машины из Волгограда, Ростова и других южных регионов. Вот с ними и происходят ЧП.
Пилот всегда сам принимает решение, подниматься в воздух или нет. В 2017 году в Земетчинском районе в Матчерке авиатор грубо нарушил все нормы, в результате врезался в высоковольтную линию и от полученных травм скончался. А в позапрошлом году в Неверкинском районе пьяный пилот взлетел покрасоваться перед зеваками. Итог плачевен – он врезался в опору и от полученных травм скончался.
***
– На железнодорожном мосту, что возле Бакунинского, раньше постоянно собиралась молодежь, забиралась на самую верхотуру и делала селфи. Вы контролируете ситуцию?
– Ключевое слово в вашем вопросе – раньше. Пару лет назад по нашей инициативе железнодорожники срезали здесь два нижних пролета лестницы, ведущей на самую верхотуру. За последний год никаких случаев травматизма подростков на мосту не было.
***
– Сергей Николаевич, почему при современном развитии техники на железнодорожных путях по-прежнему гибнут люди?
– Все дело в несоблюдении самых обычных правил безопасности и невнимательности граждан. Прежде всего надо понимать: независимо от того, населенный это пункт или нет, поезд не снижает скорость, для машинистов таких требований нет. Скорость движения состава зависит от состояния пути и графика, разрешенного для движения на каждом конкретном участке. Пассажирские едут от 80 до 100 км в час, грузовые – под 70.
Наиболее проблемная точка в Пензенской области – станция Асеевская, там чаще всего происходят трагедии. Мы изучили ситуацию, и выяснилось, что в большинстве случаев люди травмировались и гибли из-за того, что боялись опоздать на электричку, буквально за 10 минут до которой проходил орский поезд.
Так, в прошлом году на этом месте погиб спешащий мужчина. Он без оглядки шагнул на пути… А вместе с ним пострадали две женщины, которые стояли позади и ждали, пока пройдет состав, – мужчину ударом откинуло прямо на них. Мы обратились к руководству железной дороги с просьбой развести график движения составов с продолжительным промежутком. И ЧП не стало.
В черном списке и перегон Пенза-I – Арбеково (здесь и травмирование, и обкидывание состава камнями). На этом участке обнаружено 10 несанкционированных кустарно оборудованных проходов. К сожалению, огородить железную дорогу на участке большой протяженности просто невозможно.
Всего же в области в прошлом году погибло 11 человек и еще трое были травмированы.
***
– Какие преступления совершают сегодня в поездах?
– В прошлом году количество преступлений по сравнению с 2016-м снизилось на 17%.
Более половины противоправных деяний были связаны с незаконным оборотом наркотиков. Причем задержанные не сбывали «дурь», а приобретали ее для себя в небольших дозах. Но попадались и сбытчики.
Так, у наркодельцов из Оренбурга обнаружили 3 кг синтетики. Снимали с поездов и гостей из Липецка и Украины. На вопрос, зачем этот опасный яд они везли именно в Пензу, наркокурьеры отвечали, что наш город – один из самых голодных до наркотиков во всем Поволжье. В связи с этим нам необходимо обратить особое внимание на профилактику таких явлений.
Также в 2017-м у пассажиров были изъяты 3 обреза и одно холодное оружие, которые оказались незарегистрированными.
А воровали в основном сотовые телефоны, которые оставляли без присмотра, как и портмоне и кошельки. Практически всех злоумышленников удавалось вычислить без труда.
***
– В прошлом году было много разговоров о том, что на вокзале и в аэропорту нет элементарных удобств для пассажиров-инвалидов. Воз и ныне там?
– Касаемо аэропорта. Мы предложили его руководству в добровольном порядке приобрести так называемый амбулаторный лифт для посадки на борт или спуска с него инвалидов. Сделано этого не было. И тогда прокуратура подала иск в Первомайский районный суд. В итоге деньги были выделены, лифт приобретен. Также здесь сделана разметка для инвалидов, а в аэровокзале переделан туалет.
Подземный переход на станции Пенза-I также переоборудован для удобства инвалидов-колясочников. В помещении самого вокзала есть два инвалидных кресла и спецносилки, на которых в случае необходимости, людей доставят прямо к вагону и далее сопроводят до места.
Сложнее ситуация на станциях Пенза-III, Пенза-IV, Белинская, Чаадаевка и других. Железная дорога решать проблемы не спешит, а потому мы подали иск в Мещанский суд Москвы. Ждем решения.
***
– Совсем немного времени осталось до чемпионата мира по футболу. Как мы подготовлены к этому событию?
– Стадион, который планировался для тренировок команд, играющих в Саранске, никто из них использовать не захотел. Ну да бог с ними. Объект остался полезным для Пензы и будет использоваться нашими командами.
Теперь о нашем участии в чемпионате: в случае необходимости (нелетная погода у соседей и т. д.) будет задействован наш аэродром. Далее с Пензы-I до Саранска с 16 по 28 июня будут курсировать три электрички по 10 вагонов каждая. Для безопасности на вокзале уже в марте установят металлический забор, а в самом помещении появится интроскоп (своеобразный рентген). Все время игр в Саранске здесь будут дежурить усиленные патрули полиции, а часть правоохранителей-линейщиков поедут надзирать за порядком непосредственно к соседям.
Верю, что никаких неудобств болельщикам эти мероприятия, направленные на предотвращение терроризма, не доставят.
Владимир Вержбовский, Олеся Андреева
«Молодой ленинец», № 8, 20 февраля 2018 г.
Лампой в попу.