В минувшую субботу, 28 октября, у домов № 2 и 4 по улице Генерала Глазунова собрались их жильцы, чтобы обсудить один единственный вопрос: быть ли в местном мини-сквере памятнику дважды Герою Советского Союза, первому командующему ВДВ, генерал-лейтенанту Василию Глазунову. Казалось бы, вопрос ясен – зачем копья-то ломать. Однако на деле выяснилось, что почти половина из собравшихся даже не знала, кто такой Глазунов…
ПОКА ТОЛЬКО В ПРОЕКТЕ
Жильцы домов № 2 и 4 предложение установить памятник поддержали. Опасение высказали лишь несколько представительниц слабого пола, дескать, а не станут ли здесь по праздникам шуметь голубые береты? Потому с разъяснениями к собравшимся обратился руководитель региональной организации ветеранов боевых действий «Росичи» Вячеслав Аксенов: «Времена, когда десантники становились 2 августа в Пензе проблемой для окружающих, давно миновали. Представители крылатой гвардии собираются у «Разорванной звезды» на митинг, затем едут к мемориальному комплексу «Афганские ворота», далее на городские кладбища, где похоронены боевые товарищи, а потом уезжают из города.
Так что опасения по поводу каких-то эксцессов беспочвенны. Однако с открытием памятника день ВДВ в Пензе, скорее всего, будет начинаться у монумента генералу Глазунову. Но повторюсь еще раз, дисциплину и порядок здесь мы гарантируем. Кроме того, когда в микрорайоне Арбековская застава построят школу, монумент закрепят за ней».
«Вопрос о том, чтобы установить в городе памятник дважды Герою Советского Союза Василию Глазунову, поднимался неоднократно, но до поры до времени не находил поддержки у властей, – подчеркнул зампред «Росичей» Олег Загуменнов. – А здесь как-то разом все звезды сошлись: идею поддержал бывший командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов, а ныне председатель комитета по обороне ГД РФ. С пониманием отнеслись к начинанию и в штабе ВДВ. Мэрия также за.
Сейчас прорабатывается вопрос с окончательным вариантом проекта монумента, над которым работает известный скульптор Валерий Кузнецов».
«То, что сегодня было представлено жителям улицы Генерала Глазунова, не более чем эскизный макет, прообраз рабочей модели, – сказал Валерий Ювенальевич. – Почему монумент будет в форме достаточно высокой стелы? Все просто – дома здесь высокие, и делать простой бюст или даже памятник нерационально, поскольку он потеряется на фоне зданий.
А полуфигура… ну, это что-то новое для Пензы. Говорить, из каких материалов будет сделан монумент, пока рано, скорее всего, сама фигура генерала – из бронзы, а остальные компоненты – из мрамора либо гранита.
О стоимости проекта речь пока не идет, поскольку это перспектива даже не одного года».
ПЕРВЫЙ КОМАНДУЮЩИЙ ВДВ
Уже 23 июня 1941 года нашего земляка назначили командиром 3-го воздушно-десантного корпуса, который он в спешном порядке сформировал в Первомайске и вступил с ним в оборонительные бои под Киевом.
Воевал корпус дерзко, вероятно, поэтому в августе Василия Афанасьевича назначают командующим ВДВ. Менее чем за оставшиеся пять месяцев первого военного года под руководством генерала Глазунова были созданы 10 воздушно-десантных корпусов и 5 воздушно-десантных бригад.
А в ходе Вяземской воздушно-десантной операции 1942 года – одной из крупнейших за все годы Второй мировой войны – крылатая пехота прошла с боями около 600 километров по тылам противника и уничтожила почти 15 000 вражеских солдат и офицеров.
«Операция эта, длившаяся с 27 января по 24 июня 1942 года, планировалась на завершающем этапе наступления войск Калининского и Западного фронтов, когда сопротивление противника все нарастало, а темпы продвижения вперед наших войск серьезно замедлились, – листает «Историю ВДВ» председатель местного Союза ветеранов Афганистана Владимир Холзинев. – Задача состояла в том, чтобы перерезать коммуникации немцев в тылу и максимально помешать обороне, отвлекая на себя часть вражеских сил от наступающих частей Красной армии.
К сожалению, из-за погодных условий и ошибок пилотов передовой батальон, выброшенный парашютным способом, был разбросан на большой территории. Из 648 десантировавшихся сумели собраться вместе только 476 бойцов и командиров. А всего за шесть суток в районе Вязьмы десантировались 2497 человек и 3440 кг вооружения, боеприпасов и продовольствия.
И далее пополнение личным составом и доставка всего необходимого продолжались путем десантирования. Об интенсивности говорит хотя бы один факт: только 20 марта было сброшено 5 станковых пулеметов, 10 82 мм минометов, 1500 снарядов, 900 мин и 200 кг санитарного имущества.
За время боев десантники захватили у врага 200 автомобилей, 64 мотоцикла, несколько танков и бронетранспортеров, не говоря о боеприпасах и продовольствии.
В начале апреля десант перешел в подчинение конно-механизированной группе генерал-майора Павла Белова и 24 июня вместе с кавалеристами вышел на соединение с войсками 10-й армии.
По признанию командования, десантники действовали «дерзко, смело и исключительно настойчиво».
ОСОБОЖДАЯ МИР
В июне 1943-го генерала Глазунова назначают замкомандира 29-го стрелкового корпуса, а в дальнейшем командиром 4-го гвардейского стрелкового корпуса, который отличился при форсировании Днепра и в Никопольско-Криворожской операции.
В ходе наступления части корпуса освободили 96 населенных пунктов, и 19 марта 1944-го «за успешное руководство воинскими соединениями и проявленное при этом личное мужество» Василию Глазунову присвоили звание Героя Советского Союза.
Корпус принимал участие и в Висло-Одерской операции, освободил «…ряд населенных пунктов, за что получил почетное звание Бранденбургский». Затем участвовал в операции по удержанию и расширению Кюстринского плацдарма. Наградой за это Глазунову стала вторая Золотая Звезда.
«А в ходе наступления на Берлин части корпуса, ведомые нашим земляком, прорывали неприступные, по уверениям немцев, Зееловские высоты и форсировали Шпрее, – продолжает рассказ Владимир Холзинев. – Ведя боевые действия уже в Берлине, бойцы корпуса штурмом взяли здания министерства авиации, пропаганды и гестапо».
После окончания Великой Отечественной войны Василий Глазунов продолжил службу в армии, будучи генерал-инспектором ВДВ. В 1950-м, когда началась война между Северной и Южной Кореей, пензяка командировали на должность старшего военного советника начальника Главного управления боевой подготовки Народно-освободительной армии Китая.
Большинство военных операций, в которых принимали участие китайские добровольцы в Корее, планировал Василий Афанасьевич, за что он был награжден орденами и медалями КНР и КНДР. Только в 1954-м, через год после окончания боевых действий на Корейском полуострове, генерал Глазунов вернулся в Москву.
Увы, здоровье Василия Афанасьевича, участника четырех войн – 1-й мировой, Гражданской, Великой Отечественной и Корейской – было серьезно подорвано. Он вышел в отставку по болезни. Умер Глазунов 26 июня 1967 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В субботу, 9 декабря, на одном из домов на улице Генерала Глазунова будет открыта памятная доска в честь первого командующего Воздушно-десантными войсками, а на месте будущего памятника воины-десантники установят закладной камень. После митинга здесь же состоится концерт, на котором выступят авторы-исполнители военно-патриотических песен.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 44, 31 октября 2017 г.
Сколько можно бряцать оружием и гордиться былыми победами...