За девять лет он вместе с курсантами прошел путь от первого колышка на голом поле за железнодорожным вокзалом Пенза III (будущий аэродром планерной станции) до пьедестала почета на чемпионате России. И это его воспитанники надолго прописались в победителях и призерах соревнований самого высокого ранга. А потому сегодня (в год 90-летия ДОСААФ) речь пойдет о Николае Фролове и его авиаспортклубе.
В послевоенные годы от былой славы первой в СССР пензенской школы гражданской авиации не осталось и следа: ни техники, ни материально-технической базы, ни толковых инструкторов. И тем не менее в 1953-м руководство ДОСААФ принимает решение о воссоздании в нашем городе планерной станции.
На задах станции Пенза-III практически за весну - лето были построены щитовидные корпуса, ставшие учебными классами, и планерный ангар с собранной буквально с миру по нитке допотопной техникой, которая могла бы пригодиться уже на первых порах, причем в опись имущества станции попал даже американский мотоцикл «Харлей». Вот такое незавидное наследство и досталось Николаю Фролову.
Николай Петрович воевал в штурмовой авиации, войну закончил в небе под Кенигсбергом. Этот опыт подготовки военных летчиков и определил его назначение начальником пензенской планерной станции. Его главной целью было привлечь к этому виду спорта молодежь.
На первых порах, чтобы поднять в воздух планер, курсанты, словно бурлаки на Волге, тянули 30-метровый резиновый жгут, закрепленный за кабиной летательного аппарата. Старт этот чем-то напоминал принцип рогатки, что в те годы была обязательным атрибутом уличных хулиганов.
В итоге этих почти титанических усилий планер поднимался в небо метров на 50, а при наличии воздушных потоков мог совершить даже круговой полет под 200 метров, что было близко к максимуму возможного на той авиатехнике. Но курсанты радовались и этому, словно дети!
«Вскоре на смену примитивному резиновому жгуту и отечественному планеру «Приморец» в Пензу привезли чешские пластиковые аппараты «Бланик» и дизельную лебедку, - вспоминает инструктор авиаспортклуба Анатолий Шевандронов. - А уж когда на аэродроме приземлился самолет-буксировщик ЯК-12, раскрылись широкие горизонты пензенского планеризма. Теперь осталось только реализовать свои амбиции».
Обо всех воспитанниках Николая Фролова рассказать невозможно, потому пунктиром лишь о двоих - Анатолии Мазине и Наталье Поповой. Мазин сел в кабину планера, едва ему минуло 13, так что к 18 он стал многоопытным пилотом. Первый мастер спорта в клубе, он неоднократно становился чемпионом страны как в личном, так и в командном зачете, а вершина пилотажа - звание заслуженного мастера спорта СССР за безупречное выполнение нормативов в небе над Казанью.
А Наташа Попова в 1972-м установила всесоюзный рекорд беспосадочного полета до цели с возвращением: 400 километров свободного парения! Плюс медали чемпионатов страны. Популярный журнал «Советская женщина» опубликовал фото пензячки на первой странице.
А еще Наталья была командиром звена, в котором азы пилотирования осваивал курсант Александр Самокутяев. Да, тот самый, что стал впоследствии известным всей России космонавтом!
P. S. Очевидно, что сегодня самое время поговорить о присвоении пензенскому авиаспортклубу имени легендарной Валентины Гризодубовой - выпускницы местной школы гражданской авиации, члена экипажа самолета, совершившего беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток, Героя Советского Союза, а в годы Великой Отечественной войны - командира бомбардировочного полка.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 30, 25 июля 2017 г.