В прошлом году пензенский русский народный хор им. О. Гришина отметил свой 60-летний юбилей.
Пятый год коллективом руководит заслуженный работник культуры России Юрий Сысоев - автор и композитор более 20 песенно-музыкальных произведений. А в хор под начало самого Октября Гришина он пришел еще в далеком 1976 году на место баяниста.
- Играть я начал в родном селе Бутырки, что в Мордовии, - вспоминает музыкант. - Кто-то бросил сломанную тульскую двухрядку, я ее нашел, починил - и сразу же подобрал «Барыню». Ну а дальше пошлопоехало.
Пас летом коров, подрабатывал в колхозе и сутки напролет играл в полях коровам русские народные песни. В клубе на танцах тоже наяривал. А после 9-го класса в летние каникулы мы с братом устроились на стройку, заработали за месяц 130 рублей, и 120 из них я потратил на новый баян.
- На свадьбах тоже играли?
- Ну а как же, кто на свадьбах не играл - тот и не гармонист! Тем более «пятерка» каждую субботу была не лишней. А в 1970-е годы ставки начали расти, уже до 10 рублей за свадьбу доходило.
На одной свадьбе, помнится, все родственники передрались, я от греха подальше с баяном в обнимку куда-то спрятался, чтобы инструмент не повредили.
- А как вы оказались в хоре Гришина?
- Я работал в ансамбле «Пенза» при ДК 40 лет Октября, который находился на балансе завода «Химмаш», и все ждал, когда подойдет моя очередь на квартиру от завода. Когда понял, что очередь почему-то не приближается, а удаляется, то наконец согласился перейти в коллектив к Октябрю Гришину - меня туда знакомый баянист давно звал.
Правда, в зарплате потерял, стал получать 65 рублей против прежних 90. Но хор тогда гремел на всю область, был и в стране известен, так что я о своем решении ни разу не пожалел.
Запомнилось, как выступал перед самим генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичом Брежневым. Всего год прошел, как я стал работать у Октября Васильевича, и тут концерт в Кремле по случаю новой Конституции 1977 года. Выступали лучшие самодеятельные коллективы страны. От нас - хор и мы - два баяниста. Брежнев аплодировал, не жалея ладоней!
Мы и в культурной программе Олимпиады-80 участвовали, и в последнем съезде профсоюзов в Колонном зале Дома Союзов в 2001 году. Так у нас автобус сломался прямо на Лубянской площади, аккурат перед зданием ФСБ. Подбегают какие-то люди в форме, мол, вы кто такие, здесь нельзя стоять… Водитель объясняет, что автобус сломался, а мы бегом своим ходом в Колонный зал, потому что опаздывали на генеральный прогон…
Из заграничных поездок запомнились два визита в Венгрию: очень хорошо нас принимали, знаменитым своим фруктовым бренди «Палинка» угощали. Душевно все получилось и в городепобратиме Тернополе, Украина тогда входила в состав СССР. Никаких националистов и в помине не было, надарили нам на память своих музыкальных инструментов, тех же бандур, впору было музей хора устраивать.
А в 1990 году мы участвовали в культурной программе Игр доброй воли в Сиэтле. Каждый день выступали в сквере Дружбы. А по Сиэтлу ходили с раскрытым ртом. Обилие товаров в супермаркетах поражало воображение. Нам еще тогда от оргкомитета по японскому видеомагнитофону подарили. Приехал в Союз, знакомый просил поменять видеомагнитофон на «Жигули», но я не решился - все-таки память!
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 21, 23 мая 2017 г.