В 15 лет она уже ставила новогодние спектакли в городском Доме пионеров. А после института создала в Пензе второй в СССР (такой коллектив существовал лишь в Ленинграде) ансамбль бального танца. И 50 лет назад три пары ее воспитанников стали дипломантами всероссийского конкурса. Тогда же ее непревзойденной авторской работой стал танец «Сурские ритмы», вошедший в классическую программу исполнения бальных танцев и прославивший Пензу на весь Союз.
А ансамбль «Сурские ритмы» долгие годы был одной из визитных карточек нашей области. Перечислять все его победы не хватит газетной полосы. Ныне же ее ученики, живущие не только в России, но и в Австралии, Америке, Израиле, Канаде, Франции, Японии, продолжают дело любимого педагога, и уже их воспитанники становятся лауреатами самых престижных танцевальных конкурсов.
В 1970-м эта удивительная женщина стала зачинателем новой школьной дисциплины - уроков ритмики. Сегодня мы будем вспоминать заслуженного работника культуры РСФСР Ольгу Васильевну Ерохину, 80-летний юбилей которой отмечается 20 апреля.
Родители Ольги - Василий Васильевич и Полина Кузьминична Шмаровы - смело строили планы на будущее дочери: папа мечтал увидеть ее танцующей на профессиональной сцене. Но в 1944-м семья получила извещение-похоронку о том, что техник-интендант Шмаров пропал без вести. Полине Кузьминичне пришлось воспитывать девочку одной. Впрочем, кружков для детворы даже в провинциальной Пензе тех лет было на любой вкус.
Но, помня о пожелании отца, Оля пошла заниматься в хореографический к лучшему педагогу Розе Кутыревой, которая сразу разглядела в подростке редкий талант. И не только исполнительский! С 1952 года и до окончания школы по просьбе директора Дома пионеров Ольга поставила десятки, как сегодня принято говорить, шоу, в которых и сама принимала активное участие.
Все в ее классе считали, что Ерохина поедет покорять Москву, но оставить маму одну девушка не смогла. Днем училась в пединституте, а каждый вечер учила танцевать уже своих кружковцев.
«Заболев бальными танцами, Ольга Васильевна отправилась в Латвию и Эстонию, где еще сохранились традиции старой европейской школы, - рассказывала Людмила Рожкова, директор Дома пионеров № 1 с середины 1960-х и почти до конца 1970-х. - Получив необходимые знания, она вернулась словно окрыленная и могла часами показывать то, что постигла. Так в Пензе еще никто не танцевал! Работала Ерохина с такой самоотдачей, что от воспитанников у нее отбоя не было».
«Сногсшибательный успех пришел к Ольге Васильевне в 1967-м, когда она выставила три свои пары на всероссийском конкурсе бальных танцев в Свердловске: пензяки стали дипломантами смотра, - листает подшивку «Молодого ленинца» директор областного краеведческого музея Владимир Зименков. - Хранятся у нас и уральские газеты с отзывами о конкурсе. В них отмечается «…высочайшее исполнительское мастерство Татьяны Агаповой и Николая Зайцева» и «…отшлифованные до безукоризненности сложные па Светланы Прусс и Бориса Мошкина». Знай наших!»
Пятьдесят лет назад, в 1967-м, Ольга Васильевна придумала танец «Сурские ритмы», который, по меткому замечанию известного поэта и режиссера Владимира Застрожного, «…вобрал в себя характер наших земляков, их темперамент и неторопливый жизненный уклад. А пензенский композитор Леонид Петров написал к нему оригинальную музыку. Успех был феноменальный! И танец этот сразу же вошел в учебную литературу по хореографии».
Потому-то, не мудрствуя лукаво, ребята дали своему ансамблю точно такое же имя.
В 1968 году Ольга Ерохина познакомилась с руководителем эстрадного оркестра Геннадием Астаховым, и два коллектива стали единым целым — эстрадно-хореографическим ансамблем «Сурские ритмы». Попасть на его концерты было непросто: за билетами всегда выстраивались очереди.
«На любых районных, городских, областных и зональных конкурсах бального танца все призовые места занимали исключительно пары Ерохиной, - говорит один из первых воспитанников Ольги Васильевны, в недавнем прошлом артист балета Ленинградского театра музыкальной комедии Юрий Астахов. - А ведь и в городе, и в области было много других талантов. И Ольга Васильевна приняла непростое решение: на пензенские конкурсы своих танцоров больше не выставлять!
Увы, не все правильно поняли такой шаг. Зашушукались, что зазналась. Ей даже приписывали фразу: «Здесь соперничать не с кем». В общем, крови у Ерохиной попили немало».
С 1970-х пары Ольги Васильевны выезжали практически на все всероссийские конкурсы бальных танцев, где занимали призовые места. В 1972-м пензяки стали лауреатами фестиваля Евровидения «Наш дом - Советский Союз» и заслужили звание народного самодеятельного коллектива. «Сурские ритмы» объездили половину Союза, побывали с концертами в Австрии, дважды выступали в Венгрии, три раза в Болгарии, где в 1981-м завоевали медаль высшей пробы «Золотой Орфей».
«Ольга Васильевна формировала характер, прививала трудолюбие, учила достигать поставленных целей, а ставила она нам самую высокую планку - в конкурсах надо побеждать! - подключается к разговору воспитанница Ерохиной Елена Морозова. - Девочки становились уверенными, а наши мальчишки физически крепкими: попробуй подними партнершу и при этом улыбайся, да еще танцуй.
К тому же в поездках, что даже не обсуждалось, мальчишки доставляли девчачьи чемоданы с бальными платьями, туфлями и другими костюмами до гостиничных номеров. А мы следили, чтобы партнеры всегда выходили на сцену в отутюженных пиджаках и брюках».
Когда в Пензе на противоположном от «Ростка» берегу Суры начал работать ресторан «Праздничный», в нем открылось первое в городе варьете. Само собой, что танцоры и музыканты были частью «Сурских ритмов». Скольких нервов стоили Ерохиной почти ежедневные визиты по согласованию программы в обком КПСС! Но от песен про комсомол и танцев типа «Тачанки» удалось отбиться. Потому-то в «Праздничном» смогли получить бесценный опыт те, кто связал со сценой всю свою жизнь. Например, такой воспитанник «Сурских ритмов», как Сергей Пенкин.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ ПРИНЦА СЕРЕБРЯНОГО
Дорогая, уважаемая и горячо мною любимая Ольга Васильевна!
Сердечно поздравляю Вас с прекрасным юбилеем! Вы воспитали все поколения «Сурских ритмов», вложили в нас свою душу, жили с нами одной жизнью и ценили нас не только за танцевальное и вокальное мастерство - Вы день за днем делали из нас неравнодушных, творческих людей, за что все мы, и я в том числе, бесконечно Вам благодарны.
Вы любили нас так, как иных не любят родные матери и отцы. Низкий Вам поклон, безмерное уважение, здоровья, радости!
Мы обязательно встретимся на следующем Вашем юбилее ровно через пять лет. Крепко обнимаю, целую.
Ваш Сергей Пенкин.
Владимир Вержбовский, Ирина Астахова
«Молодой ленинец», № 16, 18 апреля 2017 г.