За 10 лет работы они совершили 20 полевых экспедиций. Работали в грязь, дождь, зной. Обнаружили, подняли и перезахоронили останки 528 солдат и офицеров Красной армии. Личности 49 павших воинов установлены, и 7 из них оказались уроженцами Пензенской области. Немногие поисковики могут похвастать такой результативностью. Недаром руководитель отряда «Поиск-вездеход» Лариса Казакова отмечена благодарственным письмом Президента РФ Владимира Путина.
«Поисковое движение в Пензе зародилось в январе 2007 года, после того как мы побывали на Всероссийской вахте памяти в Ростове, - достает из папки снимки Лариса Владимировна. - Однако руководители тех отрядов, что уже существовали, брать на обучение новичков наотрез отказывались. Договориться удалось лишь с представителем Новороссийска. И все сошлось, как пазл: наши 25 школьников работали не покладая рук».
Только к третьему сезону отряд «Поиск-вездеход» обзавелся собственными миноискателями, щупами и прочим снаряжением, необходимым для серьезной работы. Тогда пензяки отправились в Тверскую область, поскольку там были подняты и идентифицированы останки нашего земляка Василия Егоровича Бочкарева, родственники которого приезжали на перезахоронение. Уже на месте бойцы отряда узнали, что и ранее здесь находили останки наших земляков, поскольку 354-я стрелковая дивизия, формировавшаяся в Пензе, в 1942 году участвовала в Ржевско-Вяземской операции.
«Тогда мы впервые начали работать по картам, на которых были обозначены так называемые санитарные захоронения: места, где после боев находили последнее пристанище убитые, - рассказывает моя собеседница. - Погибших было очень много, недаром в 1942-м солдаты горько шутили: прожил здесь три дня - уже счастливый. На следующий год мы поехали в Белевский район Тульской области, а с 2011-го место нашей постоянной дислокации - Рогачевский район Республики Беларусь».
В первый же день работы в Гомельской области поисковики отыскали останки бойца, а с ними и медальон, фляжку и перочинный нож. Записка в медальоне хорошо сохранилась и читалась полностью. Погибшим оказался наш земляк из села Казеевка Терновского района Ванин Николай Егорович. В июле 1941-го он пропал без вести. Родных солдата нашли быстро. Они захотели упокоить Николая Егоровича рядом с его женой, которая ждала его всю жизнь.
После необходимых юридических процедур останки рядового Ванина перезахоронили в Казеевке в одной могиле с супругой Ольгой Ильиничной.
В братской республике поисковикам разрешено работать только с военнослужащими 52-го отдельного спецбатальона армии Беларуси. Даже из лагеря выходить без них запрещено. Мера жесткая, но необходимая: в лесах и полях еще тьма неразорвавшихся боеприпасов.
Все бойцы отряда несколько раз проходят инструктаж и в случае, если миноискатель запищит, осторожно окапывают место вокруг и ставят вешку. Ближе чем в ста метрах от нее уже никто не копает. Затем приезжают саперы...
Как-то раз ребята нашли даже авиабомбу. Военные обложили ее тротилом и во избежание паники сообщили в сельскую администрацию, когда будет подрыв. Воронка после взрыва оказалась диаметром почти 30 метров. А глава администрации выразил пензякам благодарность, поскольку через пару дней это поле должны были пахать.
Наше рыночное время наложило отпечаток на все и вся. Для работы поисковикам необходимы аэрофотосъемки люфтваффе тех мест, куда они отправляются с экспедициями. На них четко просматриваются и окопы, и одиночные ячейки красноармейцев. Стоимость одного такого листа, охватывающего территорию 2х2 км, составляет порядка 100 долларов. Приходится скидываться...
«В июле 2015 года в ходе проведения «Вахты памяти» мы нашли медаль «За боевые заслуги» с редким номером 603, - вспоминает Лариса Казакова. - Причем было это в Маньках, где находился штаб 61-й стрелковой дивизии. Из Госархива РФ нам сообщили, что награжден ею уроженец Нижнеломовского района Мурашкин Василий Егорович. До Великой Отечественной войны он служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях с японцами в районе озера Хасан. В числе полутора тысяч красноармейцев, отмеченных Родиной орденами и медалями, оказался и наш земляк».
Повторно пензяка призвали в Красную армию в мае 1941-го. Погиб он 28 декабря того же года. Василий Егорович так и не узнал, что у него родился сын.
Поисковики из «Вездехода» приступили к розыску родных Мурашкина. Увы, его сын умер много лет назад. Внук Олег, работавший начальником элеватора в Нижнем Ломове, тоже скончался. Но в итоге бойцы отряда все же отыскали в Саратове правнучку Василия Егоровича - Елену Арбузову. В декабре прошлого года ребята передали Елене Олеговне медаль ее прадеда за № 603.
А 5 августа 2016-го, в годовщину гибели командира 61-й стрелковой дивизии генерал-майора Николая Прищепы (дивизия формировалась в Пензенской области), отряд «Поиск-вездеход» установил мемориальный знак на его могиле в белорусском городе Буда-Кошелево.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 15, 11 апреля 2017 г.
Где базируется этот отряд и каким образом ему можно оказать помощь?