В прошлом году в России произошло несколько чудовищных трагедий: в столице няня отрезала голову подопечной, молодой мужчина в Нижнем Новгороде убил своих шестерых детей и беременную жену. Как выяснилось впоследствии, все эти изуверы психически больны...
Кто проглядел странности в этих индивидуумах и, стало быть, тоже виноват в случившемся? Психиатры в один голос заявляют: если бы эти люди вовремя получили психиатрическую помощь, подобного можно было бы избежать. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, корреспондент «МЛ» отправился в областную психиатрическую больницу им. К. Р. Евграфова.
СМИРИТЕЛЬНЫЕ РУБАШКИ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ
Этот адрес - улица Лермонтова, 28 - один из самых известных в Пензе. Даже школьники знают, что там лечат людей, которые «не дружат с головой». Вот только мало кто задумывается, что внутри этого медицинского учреждения может оказаться едва ли не половина жителей Сурского края!
Неудачная шутка, скажете вы и… будете неправы! Еще в 1960-80-х годах медики регистрировали среди пациентов 70% больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и маниакально-депрессивным синдромом. Оставшиеся 30% приходились на пограничные состояния, такие как неврозы.
Сейчас все наоборот: 30% обратившихся за помощью к психиатру имеют тяжелые диагнозы и 70% находятся в пограничных состояниях. То есть количество наследственных отклонений осталось прежним, а число людей, периодически впадающих в состояние тревожности, выросло в разы.
«За последнее время люди стали чаще испытывать стресс, отсюда неврозы, депрессия, - поясняет заведующая диспансерным отделением психиатрической больницы Наталья Сафронова. - Возможно, это связано с тем, что мир сильно изменился, требования к человеку повысились.
Не всем под силу жить в таком ритме и не опустить руки, у многих появляется чувство незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, подавленности. А эти на первый взгляд незначительные симптомы надо сразу же устранять, пока такие настроения не завершились бедой.
Кому-то достаточно простой душевной беседы с психологом, другим - нескольких посещений врача-психотерапевта. Между прочим, почти весь Запад принимает антидепрессанты, а у нас люди сидят в заточении и занимаются самопоеданием.
Ни в коем случае не стоит бояться обращаться к специалисту: таких пациентов мы на учет не ставим, и никаких последствий подобный визит не несет.
К тому же в наших дневных стационарах санаторные условия, в них есть релаксирующие процедуры на любой вкус: магнитотерапия, иглорефлексотерапия и прочее…»
На учет ставятся люди с более серьезной патологией, как правило, хронической, чье поведение выходит из-под контроля разума и может стать опасным для общества.
Смирительные рубашки, электрошок и ледяные ванны, как это любят показывать в американских фильмах, - не более чем миф. Сейчас медики имеют все необходимые препараты, которые способны снять даже самое сильное возбуждение. Чаще всего лечение начинается с добровольного письменного согласия, и только в крайнем случае процедуры проводят принудительно по постановлению суда.
Психические болезни, как правило, проявляются в возрасте с 15 до 30 лет, а возрастные, такие как деменция, с 45 лет и выше.
«Есть заболевания эндогенные, генетически заложенные в человеке, они могут проявиться без внешних причин, - продолжает Наталья Николаевна. - К ним относятся шизофрения, болезнь Альцгеймера и другие. Здесь родственникам нужно не ждать чуда, а срочно уговорить человека посетить психиатра, сам собой такой недуг не пройдет.
Психоз трудно не заметить: поведение человека кардинально меняется. Он может совершать неадекватные поступки, допускать нелепые высказывания, немотивированную агрессию, разговаривать с несуществующим собеседником.
Вот, к примеру, одна из таких пациенток пришла на прием и пожаловалась врачу, что ее хотят убить. На вопрос, почему она так решила, ответила: «На кухонном столе в доме лежат две скрещенные вилки, а на ужин приготовлена рыба».
Или был другой случай: человек набрал кучу кредитов на разработку изобретения, которого в реальности не существовало. Помню, был у нас и совсем юный малообщительный мальчик, который постоянно носил на голове шапочку из фольги. Так он пытался избавиться от воздействия космических лучей. Нелогичность, бред, галлюцинации - основные признаки безумия».
К сожалению, часто, заметив, что с их близким не все в порядке, родственники никаких мер не принимают. И, как правило, это заканчивается плачевно.
Одна пензячка, зная, что ее муж несет бред и постоянно в ней и в старшей дочери видит ведьм, оставила с ним посидеть двоих детей. История закончилась печально. Другая женщина две недели жаловалась соседке, что ее сын крайне странно себя ведет, но за помощью не обратилась, и в итоге им было совершено убийство.
Сегодня количество психозов у пензяков растет по причине приема наркотиков и алкоголя. Таким пациентам требуется комплексная работа врачей-наркологов и психиатров.
ВМЕСТО НАПОЛЕОНОВ - ИНОПЛАНЕТЯНЕ
Длительную «прописку» в стационаре получают только те, за кем нужен глаз да глаз. Остальные приходят на процедуры по составленному для них расписанию. Психиатрическая больница, наверное, единственное место, где к божевольным, как называли их в старину, относятся с пониманием.
Здесь не считают, что людей, которые выгуливают на газоне перед домом утюги (бывали и такие случаи), нужно изолировать. Наоборот, медики призывают социализировать таких людей, поручать им элементарную работу или занимать творчеством.
Пациенты здесь любят рукодельничать, кроме того, в комнате отдыха есть фортепиано и гитара.
Общеизвестно, что среди душевнобольных встречается много талантливых людей. Сегодня в психиатрической больнице им. К. Р. Евграфова лечатся художники, ученый, преподаватель, несколько изобретателей. В минуты душевного подъема они начинают активно работать: тот же художник может написать за день несколько картин. Но, когда болезнь берет свое, на смену воодушевлению приходит апатия…
Пресловутых Наполеонов в психбольнице теперь днем с огнем не сыскать. Кругозор наших современников рождает у больных другие образы - спецагентов и инопланетян. Таких пациентов немного, но они встречаются. Одни рвутся спасать мир, другие разгадывают преступные заговоры вселенского масштаба.
В стационарном отделении принудительного лечения по большей части содержатся люди, преступившие закон. Контроль за ними требуется особый. Недавно сюда попал молодой парень - зазвучавший в его голове голос толкнул пензяка на кражу. Причем товары, которые он украл, были ему совершенно не нужны.
«Мы не накачиваем пациентов лекарствами и не пытаемся сделать из них послушные «овощи», как это показано в знаменитом фильме «Полет над гнездом кукушки», - подчеркивает Наталья Сафронова. - Наоборот, мы стремимся сделать все возможное, чтобы человек мог безопасно для себя и окружающих жить в социуме. В идеале стараемся добиться того, чтобы он остался трудоспособным или хотя бы мог самостоятельно себя обслуживать».
P. S. Если вы нуждаетесь в помощи психолога или психотерапевта, но переступить порог лечебного учреждения для вас очень сложно, воспользуйтесь линиями телефонной психологической поддержки. Наберите номер 54-57-77.
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 3, 17 января 2017 г.
Пензяки или Пензенцы?