Впервые прямые линии «Молодого ленинца» шагнули за границу - мы дали возможность читателям пообщаться с нашим земляком, а ныне жителем израильского города Беэр-Шева Зэевом Фрайманом - педагогом, телеведущим и общественным деятелем.
Интересно, есть ли в Израиле управа на коммунальщиков? Должны ли они нести ответственность за внезапное отключение воды или света, за некачественный ремонт?
- Если выключают свет или воду, об этом всегда предупреждают заранее. Мусор убирают не коммунальщики, а частные подрядчики: им невыгодно делать свою работу плохо, потому что в следующий раз их не допустят к участию в конкурсе желающих оказывать подобные услуги.
Если какие-то эксцессы все же случаются, можно подать на представителей ЖХК в суд, но тяжба может тянуться месяцами.
- Сколько вы платите в среднем за коммуналку и какую часть ваших доходов это составляет? Нас квитанции уже просто задушили...
- Средняя зарплата в Израиле - 8 000 шекелей (133 тысячи рублей). Электричество съедает порядка 5% от заработка (летом мы гоняем кондиционеры, чтобы охладиться в ужасную жару, зимой ставим их на режим обогрева - отопления у нас не предусмотрено).
За воду платим менее 1% зарплаты (я отдаю в месяц 200-300 шекелей), за газ - 0,1%. Самая большая трата - это налог на землю (у нас нет жилья от частных застройщиков, все оно государственное или муниципальное).
Для меня эта мзда составляет около 400-500 шекелей, которые плачу раз в два месяца. Но размер платы зависит от района, где находится жилье.
Земельный налог можно платить и раз в год, в таком случае даже скидку в 10% дадут, но сумма настолько большая, что мало кто пользуется этой возможностью, предпочитая разбивать процесс на более мелкие платежи.
Кроме того, мы вносим своему домовому комитету деньги за ремонт лифта, вывоз мусора, ну а также платим за домашний телефон (около 200 шекелей в месяц).
- Какую пенсию получают в Израиле старики?
- Пенсия будет внушительной, если человек успел ее заработать (особенно если трудился в государственной компании - это очень престижно). Если же стаж маленький или человек работал у частника, то его поддерживает институт национального страхования: пособия по старости он выплачивает всем.
Величина пенсии зависит от того, одинок ли старик. Некоторым положены государственные льготы на лекарства, есть еще и местные пособия на оплату транспорта. Так что иногда пенсия даже достигает размера средней зарплаты.
Вот, скажем, моя мама прожила в Израиле 25 лет исключительно на пособие - и она ни в чем никогда не нуждалась.
-Знаю, что вы работали депутатом горсовета. У нас депутаты тоже есть, активно избираются. В момент предвыборной гонки набирают наказы от горожан - установить скамейки, помочь с капремонтом дома... Но после выборов все резко успокаиваются. А как в Израиле? Можно ли потребовать от депутата выполнения обещаний?
- Требовать что-то сложно: депутат горсовета - это должность добровольная. И у нас, как везде, люди порой обещают больше, чем могут сделать. Но не по злому умыслу: на этапе избрания они действительно думают, что осилят масштаб работ, но бюрократия нередко душит благие начинания.
Что же касается ответственности, то на депутата можно подать в суд, но самая действенная мера - «мы за вас не проголосуем в следующий раз!». Это работает на 100 процентов.
Кстати, у нас на заседание горсовета может прийти любой желающий, открыто приглашают и СМИ, так что народным избранникам нет смысла обманывать кого-то перед такой широкой и зубастой аудиторией. И лишь в очень религиозных группах люди прежде всего слушают раввина и голосуют по его совету.
- Добрый день. У меня к вам вопрос как к школьному учителю. Мой сын-третьеклассник насмотрелся фильмов и сделал вывод, что западная школа - это сплошная демократия: и учителя там на столе сидят и в джинсах ходят, и телефоны не отбирают, и таблицу умножения зубрить не заставляют. Мне интересно, в Израиле так же?
-Да, у нас и вправду демократия. Но! Таблицу умножения зубрить приходится, пользоваться гаджетами тоже не разрешают: в классах есть специальный ящик, куда дети перед началом урока сдают телефоны и планшеты, чтобы руки к ним не тянулись. На переменах эти устройства можно доставать.
Что же касается учителей, то и здесь все зависит от человека: есть люди из разряда «свой парень», есть и зануды, и крикливые. Признаюсь честно - у вас порядка все равно больше, а вот нам его не хватает.
Зато в школах Израиля больше свободы выбора - это я уже с позиции педагога говорю. Российская школа ориентирована на нормативные документы, возможно, даже зажата ими: у учителя нет возможностей для маневра - шаг влево-вправо от установленной программы невозможен.
У нас же только по одному программированию, например, есть несколько рекомендованных учебников, учитель может сам выбирать, какой использовать. И пожертвовать часами, отведенными на одну тему, в пользу другой.
-А школьная форма у вас существует?
-Только в глубоко ортодоксальных школах. В обычных учебных заведениях дети носят футболки с эмблемой школы: у нас очень жарко.
- Хотели бы побывать в Израиле, но знаем, что там очень неспокойно. В каких районах самая напряженная обстановка? Лично вы ощущаете себя в безопасности?
- Хотели - приезжайте! У нас вовсе не так страшно, как может показаться. Если не заходить в криминальные районы, то ничего не случится. Я за все время ни разу не беспокоился за детей, если они гуляли одни.
Военные операции, конечно, случаются, но о них известно заранее, и просто нужно выбрать другой регион для посещения: если неспокойно в секторе Газа, приезжайте в Тель-Авив или на север страны, если беспорядки со стороны Ливана - наоборот, добро пожаловать на юг.
- А зимой у вас купаться можно?
- На Мертвом море всегда жарко, но там можно только окунаться. А вот на Средиземном все-таки прохладно: вода в районе +18 градусов. Летом же очень жарко - местные вообще купаются только в девять утра.
- В советское время любой дом был одной семьей. Сейчас люди очень разрозненные стали, все по своим квартирам прячутся, соседи в гости друг к другу не ходят. Даже на площадке дети гуляют каждый со своей бабушкой, а раньше одна старушка за всей ребятней присматривала - доверяли. В Израиле тоже каждый сам за себя?
- Какой замечательный вопрос! Я живу в пятиэтажном доме, у нас по две квартиры на этаже - и все мы друг друга знаем. Рядом - 16-этажка, там уже не все знакомы между собой.
Ну а что касается бабушек, то если на детской площадке ребенка «пасет» бабушка или дедушка, то это явно выходцы из СССР. Местные пожилые люди этого не делают - они убеждены, что малышей должны воспитывать их родители. И даже если они привозят ребятишек к бабушке и деду в гости, то гулять пойдут с ребятней сами.
Впрочем, стариков можно понять: если это традиционная религиозная семья, то там обычно 8-10 внуков, одному человеку за всеми просто невозможно углядеть.
-Я много читал про израильскую армию, но хочу из первых уст услышать - это действительно такая идиллия, как ее описывают? Правда ли, что все молодые люди стремятся туда попасть и у вас совершенно нет уклонистов?
- Уклонисты есть, но процент их ничтожно мал: в основном эту статистику формируют откровенные маргиналы. Дезертиры тоже встречаются - чаще всего ситуация такова: поссорился с командиром и не вернулся в часть. Но в целом армия у нас - это сам народ, и поэтому ее искренне любят (хотя альтернативная служба тоже предусмотрена).
Буквально месяц назад кнессет и правительство приняли закон, по которому, если ты отслужил в боевой части, тебе оплачивают первую ступень высшего образования (4 года в вузе). При этом если ребенок в семье один, его не пошлют служить дальше чем за 70 км от родительского дома, а на службу в боевых частях своего сына или дочери мама и папа должны дать (или не дать) письменное согласие.
- Считаете ли вы себя израильтянином? Или навсегда останетесь пензяком?
- Я живу здесь 27 лет, поэтому, конечно, я израильтянин. Но знаю и таких людей, которые даже спустя 15-20 лет по-прежнему говорят «у нас в Херсоне» и «у них в Хайфе».
А Пенза навсегда останется для меня родным городом! Когда бываю здесь, всегда отдыхаю душой...
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 46, 22 ноября 2016 г.
К сожалению у нас так мало появляется позитивной и правдивый информации о наших соседях. А эта заметка, как исключение.