Аюбхан Нуритдинов научился печь лепешки в тандыре (специальной сферообразной печи) еще в детстве в родном Намангане (Узбекистан). Набил в этом деле руку так, что считался у себя на родине одним из лучших тандырщиков.
Но все же полтора года назад вместе с другом-одноклассником Аюбхан решил уехать в Россию. В городе на берегу Суры уже работал поваром еще один их одноклассник. Бизнес-план был простым - удивить пензяков лавашом из настоящего тандыра.
«Но для печи нужно было доставить глину из Намангана - за ней приезжают со всего мира, - говорит Нуритдинов. - Да и лепить тандыр должен настоящий мастер, хранитель традиций, которым уже больше 2 тысяч лет.
А рецепт теста для лепешек такой. В три утра мы приходим делать первый замес. На 25 кг муки берем 16 литров воды, по полкило сахара и соли, 1,5 литра растительного масла и 50 г дрожжей. Через три часа начинаем печь - теста хватает примерно на 40 лепешек. Перед обедом делаем второй замес, и вторую партию лепешек распродаем до 15-16 часов».
В тандырной даже в прохладную погоду жарко, а уж летом и вовсе как в сауне. Но Аюбхан и его товарищи не жалуются, знают, что работают на себя, а значит, помогают своим оставшимся в Узбекистане семьям. У Аюбхана две дочери и сын, есть и внуки.
В Пензе Нуритдинов даже успел побывать в одной из пензенских колоний, о чем вспоминает с улыбкой: «Начальнику этого учреждения очень захотелось обустроить за колючей проволокой настоящую тандырную, чтобы у заключенных и администрации на обед были свежие горячие лепешки.
Поставили тандыр, а меня попросили научить одного из арестантов правильно выпекать лаваш. За пять дней я его обучил, и теперь он печет лепешки не хуже меня!»
Даниил Франк
«Молодой ленинец», № 37, 13 сентября 2016 г.
ХЛЕБ-всему голова