На вопросы читателей «Молодого ленинца» отвечает пензенский транспортный прокурор Сергей Гусев.
- В августе этого года в пензенском небе потерпел аварию самолет. Пилот погиб. И это не единственный случай. Почему в последние годы случаются подобные катастрофы?
- Про последнюю аварию говорить пока рано. Идет расследование. По показаниям очевидцев, у машины в воздухе сложились крылья. Возможно, катастрофа произошла из-за технической неполадки. Закончится следствие, тогда и озвучим причины, приведшие к потере самолета и гибели летчика.
А в июне в Неверкинском районе разбился легкомоторный самолет «Бекас», который взял в аренду у частного лица руководитель местной агрофирмы. По договору пара пилотов из соседней области проводила агрохимические работы. К себе в помощники они пригласили жителя Тамбовской области, у которого даже не было допуска к самостоятельным полетам.
В день, когда летчики отсутствовали, тамбовчанин выпил и решил побравировать перед окружающими. Делая на «Бекасе» круг, зацепился за провода и упал. По факту нарушения правил безопасности полетов, связанного с гибелью человека, возбуждено уголовное дело.
Случались ЧП и прежде. В 2012-м возле турбазы «Белая гора» (Каменский район) потерпел аварию легкомоторный самолет. Летчик разбился, его пассажирка получила серьезные травмы.
В 2013-м произошло три случая падения легкомоторной техники: в Кузнецком районе крылатая машина зацепила провод и разбилась, но летчик остался жив.
Затем недалеко от поселка Пионер упал вертолет, совершавший облет нефтепровода «Дружба». Четверых мужчин спасло то, что геликоптер рухнул в торфяное болото. В крови у пилота оказалось три с лишним промилле алкоголя.
К сожалению, в Пензе нет органов авианадзора, но весной состоялось совещание у губернатора, на котором рассматривались вопросы взаимодействия транспортной прокуратуры, минсельхоза, УМВД и других ведомств, связанные с эксплуатацией легкомоторной авиатехники.
- Часто ли транспортной прокуратуре доставляет проблемы молодежь, которая увлечена погоней за эффектными фотоснимками? Или эта проблема преувеличена столичными СМИ?
Травматизм на железнодорожных объектах остается большой проблемой: в среднем каждый год здесь погибает порядка 30-40 человек! И часто это дети. В последнее время ЧП связаны не с поездами как таковыми, а с проникновением людей в места, где размещено оборудование с сильным электронапряжением.
Только за пару лет на одном железнодорожном мосту на перегоне станции Пенза I - Пенза III произошли три трагедии. Над мостом проходит линия с напряжением в 27 000-28 000 вольт! Но любителей сделать селфи это не отпугивает. Как и повсеместно установленные таблички: «Стой! Высокое напряжение!», «Не влезай! Убьет!».
Достаточно находиться в метре или полутора от проводов, чтобы электрическая дуга прошила человека насквозь. Как правило, все пострадавшие теряют равновесие, летят камнем вниз (высота около девяти метров) и разбиваются о бетонные шпалы. Причем здесь соблюдены все меры безопасности, несколько маршей лестничного пролета заварены металлическим листом, чтобы туда никто не залез. Висят предупреждающие об опасности таблички. Но экстремалов ничто не останавливает.
Был такой случай: рэпер из Чемодановки со своим товарищем, выступающим в роли оператора, решил снять на мосту клип. В итоге обоих поразило током и они слетели вниз. 17-летний певец выжил, но навсегда остался инвалидом первой группы, а его 22-летний напарник, несмотря на усилия медиков, скончался.
А весной этого года два молодых человека выпили и решили охладиться, прыгнув с моста в реку. Но почему-то высоты на уровне железнодорожного полотна им показалось мало, и парочка полезла выше, к проводам. Одного «каскадера» поразило током, но, на свое счастье, он упал в вагон грузового поезда с углем. В результате остался жив, хотя и получил многочисленные ожоги. А его товарищ с перепугу убежал куда подальше...
Мы составляем список наиболее опасных железнодорожных точек в городе. В него уже вошли перегон Пенза I - Арбеково (здесь и травмирование, и обкидывание дорожного состава камнями) и перегон Пенза IV - Рузаевка, особенно районы: Бессоновка, Грабово, Лунино. В этих населенных пунктах много железнодорожных переездов, где постоянно случаются ДТП.
А вот слухи о пензенских зацеперах преувеличены. В Пензенской области зарегистрирован всего один подобный случай: молодой человек из Москвы решил прокатиться на пригородном поезде в сторону Ртищева, зацепившись снаружи за вагон. При этом его сфотографировали, и трюкач ради бахвальства выложил эти снимки в Сеть. По ним его и вычислили.
- В лихие 1990-е с поездов тащили все подряд, даже металлолом. Сегодня экономическая ситуация снова ухудшается. Кражи случаются?
- К сожалению. Воруют в основном металл, особенно в местах его складирования. Также с вагонов свинчивают металлические приборы и путевые детали. Не спасает даже присутствие патрульных!
Не раз это приводило к большим бедам. Последнее ЧП случилось в Рузаевке в августе прошлого года. Из-за того что с железной дороги похитили костыли, с рельсов сошел пассажирский поезд! Он едва не скатился в реку, остановился в 50 метрах от нее. К счастью, все люди остались живы, но получили травмы разной степени тяжести.
Были найдены подозреваемые: мужчина и женщина, ведущие маргинальный образ жизни. Воспользовавшись халатностью работника железной дороги, который давно не проверял состояние этих путей, они выдергивали из них костыли и продавали. В итоге костыли отсутствовали на протяжении 2 км!
- Собираюсь отдохнуть на юге, поеду поездом. Промышляют ли сегодня в пассажирских поездах воровством?
- Безусловно, оставлять дорогие вещи и ценности без присмотра не стоит. Напомню, что за сохранность багажа никто, кроме владельца, ответственности не несет. Воры, специализирующиеся именно на таких кражах, в поездах встречаются. Их жертвами чаще всего становятся люди, которые воспринимают поезд как место для расслабления.
В этом году в суд направлено дело в отношении уроженца Молдавии, обворовавшего ростовчанина и сошедшего с поезда в Пензе. Потерпевший выпивал в вагоне-ресторане и кичился тем, что хорошо зарабатывает на продаже авто.
Когда мужчина уснул, опытный вор без труда прихватил 200 000 рублей и был таков. Но спустя два дня преступника задержали наши оперативники. При нем было 110 000 рублей. Остальные он успел потратить.
- Сергей Николаевич, я слышал, что наркотики к нам чаще всего везут из среднеазиатских стран на поездах. Как борются с этим злом сегодня?
- В прошлом году в поезде с партией наркотиков задержали 17-летнюю школьницу. Через нее по цепочке выявили целую преступную группу. Все трое родом из Липецка, мужчина и женщина делали закладки по Пензе, а девушка перевозила курительные смеси из Москвы.
На днях им вынесли приговор: одного из подельников приговорили к 5 годам колонии строгого режима, женщине дали 3,5 года, а несовершеннолетней, которая к этому моменту достигла 18-летия, - 2 года.
Задерживали в Пензе и украинских наркодельцов. Они, ничего не скрывая, рассказали, что пункт нарковербовки находится в гостинице в центре Киева. Людям сразу объясняют, чем они будут заниматься, но обещают щедро платить, порядка 30 000 рублей в неделю. Затем следуют инструкции, где в Москве можно получить товар. Далее преступники разъезжаются по российской периферии.
Вообще-то по инструкции им запрещено пользоваться железнодорожным транспортом, только авто. Но один из молодых людей, получивший задание забрать партию синтетических наркотиков в Пензе и отвезти их в Самару, решил сэкономить деньги и сел в электричку. Оперативники проверили у него документы и осмотрели сумку, в которой и обнаружили полкило «синтетики».
Владимир Вержбовский, Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 32, 23 августа 2016 г.
Много придурков землю топчет...