Увидела на просторах Интернета такую реплику от человека, посетившего Крым: «Билеты дорогие, транспорт ужасный. Да, природа, да, горы, море. Но инфраструктура! В следующем году только в Турцию!».
Меня задело за живое! И поэтому, когда встал вопрос, где отдохнуть этим летом, не раздумывая выбрала Крым. Очень было интересно, как он живет, успел ли освоиться в составе России? На что местным жителям хватает зарплат и пенсий? Все ли там так, как показывают по телевизору?
ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ БЕЗ ОГРАНКИ
- Паспорта нам сразу заменили на российские, и вывески вдоль дорог на русский перевели, - рассказывает об изменениях в Крыму таксист Алексей, который поздней ночью везет меня из аэропорта Симферополя в Алушту.
Время близится к полуночи, а на дороге тьма-тьмущая, ни одного фонаря! Подсвечиваются лишь самые опасные повороты на нашем долгом пути через Ангарский перевал.
- На электроэнергии пока экономят, - словно угадывая мой вопрос, продолжает водитель.
- Зато дороги делать начали. Раньше едешь, например, в Ялту, как по стиральной доске, всю подвеску растрясешь! А теперь асфальт - с закрытыми глазами можно катиться...
Таксисту на вид лет 40. Одно время Алексей имел отношение к силовым структурам. Но, когда республика вошла в состав России, он выбрал более спокойное занятие - работает таксистом, чтобы вместе с женой прокормить четверых детей.
- Зарплаты здесь небольшие, супруга, например, работая ветеринаром, получала 15 тысяч рублей, - рассказывает водитель. - Зимой хочет инструктором по вождению устроиться. Тысяч 40 обещают. Поэтому в курортный сезон мы на пару таксуем!
Цены стараемся не задирать, из-за этого нередко приходится конфликтовать с бомбилами в аэропорту или на вокзале. Они возят за 5-6 тысяч рублей из Симферополя в Судак, например, или Алушту! Да, у нас дорогой бензин: 95-й за 41 рубль перевалил, 92-й - почти 39. Но разве это нормально - драть тысячи за 50-70 километров пути?
Разумеется, когда мы с женой предлагаем довезти за 1 300-1 500 рублей, то составляем бомбилам серьезную конкуренцию... Они нам, кстати, уже не раз угрожали!
Про Крым Алексей говорит с любовью: здесь он родился и вырос.
- Это свой, особый, ни на что не похожий мир, - улыбается человек за баранкой. - Вы это сами поймете и захотите возвращаться сюда снова и снова! Крым - как драгоценный камень без хорошей огранки!.. Нам еще столько нужно работать, чтобы навести порядок!
СМЕШЕНИЕ ЭПОХ
Моя семья остановилась в Алуште. Микрорайон, где располагается санаторий, называется Профессорский уголок. Он расположен у подножия горы Кастель. Начиная с середины XIX века это место под дачи и усадьбы облюбовали известные деятели науки и искусства - профессор-гистолог Александр Голубев, создатель «Букваря» для народных школ Дмитрий Тихомиров, первая в России женщина-врач Надежда Суслова.
Сейчас в Профессорском уголке для посетителей открыты дома-музеи русского архитектора и художника Алексея Бекетова и его отца, основоположника физической химии Николая Бекетова, писателей Ивана Шмелева и Сергея Сергеева-Ценского.
...Алушту называют жемчужиной южного побережья Крыма за ее чистый воздух, пляжи и море. Но городу явно не хватает хорошего хозяина, способного навести порядок. Взять, к примеру, главную достопримечательность, памятник архитектуры - крепость Алустон, которой уже более тысячи лет. К ней едут сотни туристов, но из-за того, что башня со всех сторон буквально облеплена частными постройками, оценить величие древнего строения очень сложно.
В Алуште в порядке вещей, что выбеленные скульптуры и красивые фонтаны окружены базарными палатками с пляжными принадлежностями. Здесь в одном уголке можно встретить такое ассорти стилей и объектов различных эпох! Санатории с арками и колоннами в стиле сталинского неоклассицизма соседствуют с современными элитными гостиницами для иностранцев и очень состоятельных туристов.
Общественный транспорт тоже удивляет. Вы можете прокатиться за 100 рублей вдоль городской набережной на модном шестиместном электромобиле, а можете за десятку добраться из одного конца городка в другой на троллейбусе 1974 года выпуска.
О том, что Крым теперь российский, отдыхающим напоминают постоянно. Вдоль улиц установлены баннеры с портретами и цитатами Президента России Владимира Путина. Хозяева многих кафешек украшают свои заведения бело-сине-красным триколором. Палатки пестрят яркими магнитиками и футболками с портретами Хрущева и Путина «Крым сдал, Крым принял». А на вывеске у магазина с алкогольной продукцией я увидела надпись «Попробуй новинку сезона - «Русский Крым».
ГЛАС НАРОДА
Крымчане живут исключительно за счет туристов. Каждый как может старается заработать в сезон, чтобы продержаться зимой. Некоторые сдают жилье, а те, у кого нет лишних квадратных метров, берутся за любую работу.
Пенсионерка Феодосия Алексеевна трудится в общественном туалете. Зарплата - 12 тысяч рублей. К осени нужно поменять газовый счетчик в квартире, а на пенсию в 8 тысяч такую роскошь себе не позволишь. Притча во языцех - дорожающая коммуналка. С июля, помимо того, что крымчане будут платить по новым тарифам, они впервые начнут оплачивать взносы на капитальный ремонт по 6 рублей 20 копеек с квадратного метра.
Феодосия Алексеевна говорит, что поначалу все радовались российским пенсиям. Но, когда цены каждый курортный сезон стали ползти вверх, оптимизма стало меньше.
- Говядину-свинину я давно не покупала, если только курицу, - перечисляет женщина. - Конфеты и печенья для нас с мужем тоже роскошь, булочки сама пеку. Летом в основном омлеты едим, легкие супчики из хека...
Черешня у нас даже в сезон до 400 рублей (в Пензе она в это время не дороже 250 - Прим. авт.). А абрикосы 180-200 рублей, и это притом, что плодовые деревья растут в Крыму вдоль дорог.
Но лучше так! В 2014 году, когда слух прошел, что к нам едут поезда с «Правым сектором», мы сидели около телевизоров и плакали... Никто не знал, чем все закончится!
Завожу новое знакомство - 84-летняя Нина Круг продает возле нашего санатория инжир из своего сада. Рано утром ее с ведрами привозит на иномарке внук, а в обед, когда все уже распродано, увозит домой. Штучка инжира у бабы Нины - от 70 до 100 рублей. Бабушка - божий одуванчик рассказывает, как долгих 40 лет она трудилась на виноградниках: «Доля моя дюже погана, жизнь дюже тяжка!..»
Украинская пенсия бабы Нины составляла в пересчете с гривен 5 400 рублей! А сейчас российская - около 15 тысяч. «Лишь бы все спокийне было!» - говорит женщина.
А вот работающей пенсионерке Антонине Анатольевне, медсестре из санатория, с российской пенсией повезло меньше. Когда ее стали пересчитывать по нашим законам, 12 лет не вошли в медицинский стаж. Пять месяцев в году женщина работает, а остальное время живет на Украине, в Харькове, у сына и дочери.
- Там продукты дешевле, да и к украинскому качеству я больше привыкла, - откровенничает моя собеседница. - Так многие мои знакомые, кстати, делают! Из Симферополя до Харькова ходят автобусы. Правда, на границе полтора километра нужно пройти пешком, но это мало кого останавливает...
«Морально своей новой жизнью большинство крымчан довольны, - делает вывод другая моя новая знакомая - сотрудник музея писателя Ивана Шмелева Нина Николаевна. - Но я всегда считала, что Крым - российский! Украинизация здесь доходила до абсурда! Скажите, как это можно в музее русского писателя вести экскурсии на украинской мове? А как вам названия лекарств и инструкции к ним на украинском? Чтобы людям такая информация была недоступна! А такое было!»
По словам Нины Николаевны, большинство крымчан понимают, что трудности переходного периода неизбежны, но все надеются, что они временные.
«Единственное, что меня огорчает, - это цены, которые задирают, чтобы за два-три месяца заработать на зимнее безделье! - продолжает сотрудница музея. - Неудивительно, что многие отдыхающие сюда не вернутся. Ведь за такие деньги они с комфортом могут провести время за границей!»
Юлия Измайлова
«Молодой ленинец», № 32, 9 августа 2016 г.
А крымчане должны скинуться на зимовку пензяков? Каждое руководство этих регионов должно распоряжаться своим бюджетом и не отдавать ничего в другие регионы.