Человеку ровно столько лет, на сколько он себя ощущает. И я не знаю лучшей иллюстрации к этому изречению, чем жительница Пензы Лидия Панина - в свои 78 лет она не только идет по жизни с высоко поднятой головой, но еще и других заряжает своим оптимизмом!
Лидия Федоровна и ее муж Петр Андреевич - дети войны. Так называют тех, кому в Великую Отечественную было меньше 18 лет. Хотя никто из них не воевал, но ужаса и лишений они хлебнули не меньше, чем взрослые. И навсегда остались без детства, что и дало особую волю к жизни и желание наслаждаться каждым днем.
«СТРЕЛЯЙ СНАЧАЛА В ДЕТЕЙ!»
Лида войну встретила в Пензе. «Семью от голода спас участок с картошкой, который дали от велозавода, - вспоминает она. - Но вообще дом был дружный, несмотря на то что среди соседей было немало номенклатурных семей. Голод объединил всех: ребятишки делились друг с другом любыми крошками».
Отец Лидочки ушел на войну добровольцем, хотя у него была бронь. Уж слишком идейным партийцем был - другого расклада не видел. «Мама рыдала, прижимая нас с братишкой к себе, но папа был непоколебим, - вздыхает Лидия Федоровна. - Погиб он под Ленинградом... Мама нас тащила на себе одна: днем работала, ночами шила».
Еще более драматичная история - у Петра Андреевича. По ней хоть кино снимай.
«Моя родная Керчь была оккупирована румынами, - вспоминает Петр Панин. - Они грабили, бесчинствовали. Отец служил на Кавказском фронте. Нас в семье было трое, но младшая сестренка умерла в три года от истощения... Мне мама честно говорила потом: мол, Петя, я не понимаю, как ты жив остался, ты ведь даже ходить от слабости не мог...
Но меня вдохновлял пример старшего брата, его бесстрашие и решительность. Николая на фронт не взяли, так как ему было всего 16 лет. Оккупанты трижды угоняли его на свой сборный пункт, и все три раза - под страхом смерти! - он оттуда сбегал».
В последний раз ему пришлось прятаться в подвале родного дома. В дверь ввалился румынский офицер и стал допытываться у мамы, где сын. Но та молчала.
«Хорошо, матка, - сказал враг. - Буду здесь сидеть». И грузно опустился на табуретку. Полчаса. Час. Два. Три...
«Мы с сестрой вжались в мать и глотали слезы, - вспоминает Петр Андреевич. - А я тихонько поправлял половичок, прикрывающий люк в подпол... Вдруг офицер не выдержал. Встал. И направил на маму пистолет...»
То, что было дальше, Петр Андреевич не может вспоминать без слез. Да и слушать это равнодушно невозможно: «Мама схватила нас с Ниной и выставила перед собой. Стреляй, говорит! Но только их сначала! Мы ревели во весь голос, ничего не видя и чувствуя лишь животный ужас».
...Румын не смог. Опустил пистолет, плюнул и ушел.
Когда Николай вышел из укрытия, то обнял всех и сказал: «Я больше так вами рисковать не могу». И все-таки попал в солдаты. Прошел Китай, Маньчжурию, добрался до Порт-Артура.
КРЕП-ЖОРЖЕТ С АККОРДЕОНОМ
...Лида и Петя познакомились на танцах в ДК 40 летия Октября в 1961 году. Вместе кружили вальс - конечно, как бы сейчас сказали, на пионерском расстоянии. Потом, окрыленные, бегали на свидания - хоть в дождь, хоть в снег. Наконец Лидочка осмелилась познакомить своего кавалера с мамой и объявить, что это ее будущий муж.
«Зашли мы домой, тихонечко, по стеночке, прошли и сели на большой сундук, - с улыбкой вспоминает Лидия Федоровна. - Трепетали от волнения. Мама улыбнулась и шепнула мне на ухо: «Лидусь, стряхни ему снег-то с головы». Страх сразу улетучился».
В марте 1962-го мама сшила Лиде белое платье из креп-жоржета. Свадьбы тогда пышно не гуляли. Сначала был загс, а потом - шумная компания из друзей-подружек дома. С песнями и аккордеоном.
Кстати, несколько человек из того «комплекта» поздравляли супругов и с серебряной, и с золотой свадьбой. А в следующем году у Паниных - изумрудный юбилей, 55 лет совместной жизни.
Сначала молодоженам пришлось ютиться в крохотной комнатушке в коммуналке. Да еще и делить ее с Лидиной мамой. Специально для этого купили ширму - какой-никакой, а свой уголок получился. «С соседями воевали, - смеется Петр Андреевич. - Они ванную оккупировали - там у них бабушка спала, представляете? Поэтому о человеческом душе только мечтать приходилось».
Свою квартиру от завода Панины получили только в 1963-м, уже когда у них родилась Оленька. «Спасибо маме моей, очень помогала, - вспоминает Лидия Федоровна. - Я как раз доучивалась в вузе... А бабушка с внучкой гуляла. И считала, что ребенка надо закалять. Походит с коляской по двору, замерзнет, оставит ее на улице, а сама греется в подъезде. И, знаете, помогло! Я нашего участкового врача за все Олино детство только пару раз видела: дочка совсем не болела. Сейчас она сама педиатр и родителей призывает к закаливанию малышей».
Вторая дочь, Женя, у Паниных родилась в 1967-м и оказалась совершенным бутузом. Работала в силовых структурах, сейчас - подполковник в отставке. И тоже врач. Косвенно с человеческим здоровьем связали жизнь и внучки: Саша стала инженером-экологом, а Даша - тренером по художественной гимнастике.
С КАТКА НА БАЛ
Словом, и дети, и внуки у Паниных - люди с активной жизненной позицией. А иначе и быть не может, когда такой пример бодрости перед глазами! 78-летняя бабушка до сих пор каждое (!) воскресенье как штык - на катке.
«У меня ко льду любовь с детства, - вспоминает пенсионерка. - Сначала обкатывала коньки брата-хоккеиста. Правда, они были сильно велики - приходилось надевать их прямо на обувь. С первой получки на велозаводе - за 110 рублей - купила собственные «дуты». Правда, выбирать не пришлось, и эта пара оказалась на три размера больше, чем нужно. Приматывала их веревками».
Лидия Федоровна до сих пор не может привыкнуть к современным конькам - так и выходит на лед в советских.
Однажды пенсионерку, выделывающую на катке красивые па, подозвал к бортику мужчина: «Я директор катка. Вот вам бесплатный пропуск - за то, что такой пример молодым подаете!»
Но и этого мало активистке и спортсменке. Лидия Панина и других обучает здоровому образу жизни - проводит в 58-й школе гимнастику для пожилых. В группе около десяти человек. Все повторяют за своим бодрым инструктором упражнения, спасающие от хондроза, бессонницы, высокого давления.
«Порой я чувствую себя героиней детского стишка, - улыбается Лидия Федоровна. - «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота». Но только у Лиды-болтуньи дальше разговоров дело не шло, а у меня и вправду минутки свободной нет - все расписано по часам. Сейчас мы с Петей вернулись с занятия академического хора «Ровесники», а скоро мне на танцы идти - в студии историко-бытового танца «Комплимент» мы осваиваем русскую кадриль и полонезы. Недавно давали бал в Губернаторском доме. В нарядных кринолинах, разумеется!»
…Конечно, в жизни даже этой идеальной пары бывало всякое - Лидия и чемоданы собирала, и дверью хлопала. Но всегда знала, что муж приедет за ней. Да и о серьезных распрях, которые бывают у других, супруги узнавали лишь из фильмов.
«У нас среди знакомых даже разведенных нет, - качают головой Панины. - Для нашего поколения это из ряда вон выходящий поступок. А сегодня развод - это средство решения сиюминутных проблем. Но если вместо этого работать над собой, то и любовь лишь крепнет. Страсть и трудности преходящи. Соучастие и сопереживание - вот главный рецепт семейного счастья».
ЛИДИЯ ПАНИНА РЕКОМЕНДУЕТ
Избавиться от шейного остеохондроза навсегда невозможно. Но свести к минимуму дискомфорт реально - и Лидия Панина учит этому пенсионеров на своих гимнастических занятиях. Вот несколько упражнений, которые выполняются сидя:
1. Положите ладони на лоб. Надавите головой на руки. Задержитесь на 10 секунд. Повторите, надавливая пальцами на виски. А теперь - на затылок.
2. Опустите руки, отведите голову назад и медленно поверните влево. Замрите на 30 секунд. Повторите, повернув голову вправо.
3. Поднимите плечи, тяните их к ушам. Задержитесь на 10 секунд. Опустите плечи, расслабьтесь на 10 секунд. Повторите, поднимая одно плечо и опуская другое.
4. Опустите голову, стараясь прижать подбородок к груди. Повторите 5 раз.
5. Плавно наклоняйте голову назад, вперед, влево, вправо. Движение в каждую сторону повторяйте трижды.
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 20, 18 мая 2016 г.
приятно читать)