На инструментах, созданных Александром и Артемом Кукаевыми, играют не только в России, но и во всем мире!
В Пензе у них настоящая мастерская, где отец и сын творят чудеса из чудес - электроакустические скрипки, альты, виолончели, контрабасы, бас-гитары и... балалайки.
А в Москве у Артема есть своего рода филиал этой мастерской, где он также мастерит музыкальные инструменты, однако сборка и покраска происходят именно в Пензе - в этом неказистом с виду сарайчике.
«Отец пока не доверяет мне покраску, - улыбается Артем, - считает, что рано мне еще портить свои легкие вредными парами. Я ему даже привез из Москвы обзорный противогаз, потому что респиратором пользоваться не так безопасно.
Я с детства помогал отцу делать инструменты. Раньше он все больше бас-гитары мастерил, а затем мы стали создавать и струнные для оркестра».
И это неудивительно, ведь Артем окончил Пензенское музыкальное училище по классу альта, затем консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру. Вот уже 11-й год он играет в Русском национальном оркестре под управлением Михаила Плетнева. Так что выбор вполне логичен.
Творческий процесс начинается с выбора дерева. Кукаевы используют преимущественно клен как наиболее музыкальную породу. Интересно, что в их запасах есть даже древесина 30-летней выдержки. Доски для будущих заготовок сначала лежат во дворе, затем помещаются на чердак, после в комнату и доходят до кондиции уже возле печки. Весь цикл занимает 15 лет! А изготовление одного инструмента - около полугода.
Инструменты Кукаевых не спутаешь ни с какими другими. Во-первых, они запатентовали форму колокола, ставшую их отличительным знаком. А кроме того, ставят на грифе свое фирменное лазерное клеймо в виде кленового листа с золотыми прожилками. Звук получается не хуже, чем у знаменитых японских конкурентов, а цена на порядок ниже. При этом совершенно не исключено, что со временем инструменты работы Кукаевых станут цениться не меньше, чем сейчас скрипки Страдивари.
«Первую балалайку я сделал два года назад ради хохмы, - рассказывает Артем. - Разместил фото в одной из социальных сетей и сразу получил коммерческое предложение от японца, который руководит ансамблем русских народных инструментов в Токио.
Образец действительно обладал настоящим концертным звуком. На днях я планирую встречу со знаменитым балалаечником-виртуозом Алексеем Архиповским, он будет тестировать нашу новую балалайку.
Ну а самый громоздкий наш инструмент - электроакустический контрабас. Однако по сравнению с классическим собратом он все равно намного легче и удобнее, занимает меньше места, потому что, по существу, это всего лишь палка со струнами. С ним намного удобнее ездить по той же Москве, например, в метрополитене».
Среди клиентов пензенских мастеров немало известных музыкантов. На электроакустической виолончели играет победитель конкурса им. П. И. Чайковского Денис Шаповалов, на бас-гитарах - Антон Давидян, Антон Горбунов и Владимир Волков из группы «АукцЫон». Недавно Артем подарил альт самому Юрию Башмету, и уже в ближайшее время маэстро обещает выйти с этим инструментом на сцену.
Сам Артем нечасто использует в своей работе собственную музыкальную продукцию. Михаил Плетнев придерживается классического взгляда на оркестровую музыку и не одобряет такое новаторство.
Впрочем, периодически пензяку удается взять в руки электроакустический инструмент на новогодних концертах или когда его приглашает кто-то из известных артистов. Например, недавно Артем Кукаев аккомпанировал на бас-гитаре собственного производства Дмитрию Хворостовскому, когда тот исполнял советские песни и песни военных лет.
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 20, 17 мая 2016 г.