Летом 2014-го в Пензенскую область хлынул поток беженцев с Юго-Востока Украины. В регионе пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации: прибывших нужно было расселить, накормить и трудоустроить. Сюжеты об этом заполонили страницы газет и экраны телевизоров.
Однако вскоре тема эта как-то незаметно... рассосалась, ушла в тень. Сегодня «МЛ» решил выяснить, что на самом деле стало с людьми, которые прибыли в наш регион за помощью.
КАК ЭТО БЫЛО
Беженцы с Украины стали прибывать в Пензенскую область централизованно - по линии МЧС с 22 июля 2014 года. Все они оказывались в пунктах временного размещения (далее - ПВР), которые были созданы в городе и в каждом районе. По март этого года через пункты прошли 1 216 человек.
Проживание в ПВР оплачивается за счет государства из расчета 800 рублей в сутки на одного человека (550 рублей - проживание и 250 рублей - питание).
В Пензенскую область направлялись граждане из Донецкой и Луганской областей, разные по возрасту и социальному статусу. Среди них оказалось немало пенсионеров и неполных семей с маленькими детьми.
«У большинства беженцев не было денег на проживание, сменной одежды и элементарных средств личной гигиены, - говорит пресс-секретарь Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Юлия Матюкина. - В ПВР гражданам Украины была предоставлена возможность пройти бесплатное медицинское обследование, сдать в управление ФМС документы на оформление правового статуса, получить информацию о наличии вакансий в Пензенской области и встретиться с работодателями. Были проведены 32 ярмарки вакансий рабочих мест».
«Беженцам предлагалось принять участие в программе «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014- 2020 годы», - рассказывает старший инспектор УФМС России по Пензенской области Юлия Чекулаева. - Ее привилегия заключается в получении российского гражданства в упрощенном порядке, что позволяет получать пособия и пенсии».
Участникам программы и членам их семей предоставляется единовременная материальная поддержка на жилищное обустройство (9 250 рублей на 1 человека).
А по линии ФМС они имеют право на получение подъемных: 20 000 рублей участникам программы и 10 000 рублей членам их семей. На сегодняшний день гражданами России в упрощенном порядке стали 1 196 приехавших в Пензенскую область украинцев. Большая часть беженцев получила временное убежище - таких 3 665 человек. Это позволяет оформить страховой медицинский полис и обращаться за бесплатной медицинской помощью. Также люди получают право на трудоустройство без оформления трудового патента.
По словам Юлии Чекулаевой, ряд беженцев, переждав в ПВР некоторое время, решили вернуться на Украину, остальные разъехались по другим регионам России, так как им предложили там жилье и работу. По этим причинам в Пензенской области были закрыты все пункты временного размещения, кроме одного.
ДУШЕВНЫЕ РАНЫ
На сегодняшний день остается лишь один пункт временного размещения - в поселке Шемышейка. Это общежитие на базе филиала Пензенского колледжа пищевой промышленности и коммерции. Сейчас здесь проживают 15 украинцев, 10 из них - дети. Если раньше в ПВР могли попасть все без исключения, то сейчас ввели ограничение: места отводятся только тем, кто не имеет кормильца.
В общежитии корреспондент «МЛ» познакомился с семьей Якимовых. В феврале 2015 года 27-летняя Елена бежала в Россию со своим гражданским мужем, четырьмя детьми, мамой и бабушкой.
«Мы жили в городе Брянка Луганской области, - рассказывает Елена Якимова. - Бомбежки шли уже давно, но в город солдаты не заходили. Все это время мы сидели на чемоданах, но ехать нам было не к кому.
В один из дней был уничтожен дом мамы и бабушки. Они ходили в гости, а когда вернулись, увидели одни развалины... И тогда я написала в Интернете, что мы ищем убежище. Мне перезвонил волонтер из России и сказал, что все устроит...
Так мы и оказались в Пензенской области. Сначала нас поселили в санатории имени Кирова и вскоре предложили оформить гражданство. Но предупредили, что придется перебраться в сельскую местность. Мы согласились, ведь в мир на Украине уже не верится. А приняли нас в Шемышейке очень хорошо!»
Сейчас Елена снова носит под сердцем малыша. Ее муж устроился на комбикормовый завод, мама - уборщицей в бассейн. Семья рассчитывает приобрести дом на материнский капитал.
Другие обитатели ПВР - Ирина Загибалова и Андрей Бондарь из Харцызска. У женщины трое детей: семилетняя Оксана и годовалые двойняшки Александра и Каролина. Пережитое на Украине Ирина вспоминает со слезами на глазах: «Дома бомбили постоянно. Я уже по звуку могла определять, чем стреляют и насколько это опасно. Прятались мы всей семьей в ванной.
Война сильно повлияла на психику детей. Старшенькая до сих пор как услышит какой-нибудь грохот, начинает кричать и бежит прятаться под ванну. Поэтому к правительству Украины я ничего, кроме отвращения, не испытываю!»
Андрей устроился маляром. Зарплата небольшая, но семья постепенно начинает вставать на ноги. В перспективных планах - свое жилье. Вскоре к Ирине присоединится мама: жить на Украине с каждым днем становится невыносимее.
«Перемирия как не было, так и нет - стрельба идет день и ночь, - продолжает Загибалова. - Каждый день я просматриваю списки погибших и с замиранием сердца увидела на днях имя и фамилию моего знакомого - 22-летнего парня...»
Родной стала Шемышейка и для Оксаны Ковалевой, бежавшей от войны с двумя детьми и гражданским супругом. Женщине даже рожать пришлось под бомбежками: «Роды принимали в больнице, где на первом и втором этаже лечились раненые солдаты нацгвардии. Когда ребенку исполнился месяц, мы бежали - наш дом был уже разрушен».
В общежитии для беженцев стараются создать комфортные условия: здесь есть стиральные машины, наборы бытовой химии, кухня, где люди могут готовить все, что им захочется. Это, кстати, помимо завтраков, обедов и ужинов, которые беженцы получают за счет государства. А все детишки посещают школы и детские сады.
«Многие уже прошедшие пункт временного размещения теперь работают и снимают в общежитии соседние комнаты, - говорит заместитель главы администрации Шемышейского района Наталья Побывко. — Всего через наш район прошло 200 украинцев. 160 вступили в программу переселения, 66 из них уже получили гражданство. 15 человек вернулись на Украину, четверо отправились в другие субъекты РФ, и еще 8 беженцев переехали в другие районы области».
«В Пензе было два потока беженцев, - говорит председатель пензенской общественной организации «Комитет по защите прав человека» Елена Черлянцева. - Один по линии МЧС, возили официально и размещали в ПВР, а второй - это те, кто приезжал к родственникам и друзьям. Последний был самый проблемный, поскольку вскоре людям приходилось искать что-то еще».
Кстати, наличие двух потоков и объясняет тот факт, что, по данным УФМС России по Пензенской области, на миграционном учете в нашем регионе состоят 16 333 гражданина Украины!
Первое время беженцы ходили по кругу, собирали помощь по храмам, различным организациям. Из-за этого одни получали с лихвой, а другим не доставалось ничего. И общественники приняли решение оказывать адресную помощь и разделить обязанности: одни выдавали одежду, другие продукты, третьи занимались сбором денежных средств. Вскоре активистам пришлось столкнуться с новой проблемой: беженцами стали прикидываться разного рода мошенники.
«Признаться, были семьи, которые буквально садились нам на голову - вы нам должны! Хотя помощь оказывалась исключительно по велению сердца, - продолжает Елена Александровна. - Получат такие граждане деньги, а на следующий день приходят снова.
Одна дама пришла к нам с документами, подтверждающими, что она мать восьмерых детей.
Ей старались всячески помочь, понимали, что прокормить такую большую семью непросто. А тем временем женщина методично обходила со своей легендой депутатов и благотворителей.
Подозрения возникли, когда супруг этой дамы наотрез отказался трудоустраиваться. Мы решили получше узнать семью, и выяснилось, что женщина приехала с тремя детьми, а остальных бросила с бывшим супругом на Украине. Дальше - больше. Эта женщина разыскивается Интерполом, и в Пензе за ней числится уже четыре кражи!»
Справедливости ради упомянем, что среди беженцев было много порядочных семей, которые действительно лишились жилья и средств к существованию. На глазах Елены Черлянцевой разворачивалось немало драматичных историй. Так, в Пензенскую область приехала семья, где воспитывается шестеро детей. Супруги начали успешно обустраиваться на новом месте, но зимой мужчина вышел покурить, поскользнулся, упал и так ударился головой, что живым до больницы его уже не довезли. Без единственного кормильца семья оказалась в бедственном положении.
«Мы подарили им козу, а вместе с ней завезли сена, чтобы люди хоть как-то могли себя прокормить, - говорит Елена Александровна. - Эта акция у нас совершенно случайно стартовала. Мы курировали многодетные семьи. Конечно, за душой ни гроша, но все люди трудолюбивые. И мы обратились через СМИ за помощью к пензякам. Первый отклик поступил от одной из сельских администраций - семье предложили подарить корову. А затем житель Тамалы, майор в отставке, тоже решил поделиться скотиной.
Так одна животинка отправилась в семью, где 9 человек, а другая - где 21! Как люди были счастливы, не передать словами, они даже целовать буренок бросились. С тех пор пензяки подарили беженцам 31 животное.
Те, кто действительно хотел начать новую достойную жизнь, с задачей справились. Иногда ради этого люди даже шли на моральные подвиги. Например, к нам обратилась беженка, врач, специалист высшей категории с большим стажем работы. Мы ей помогли продуктами, одеждой, но на работу по специальности она устроиться сразу не могла. И пошла трудиться... дворником. А сейчас, пройдя все испытания, женщина устроилась на работу в медучреждение».
НЕ УЕДЕШЬ - РАССТРЕЛЯЮТ ВСЮ СЕМЬЮ!
Поселок Шемышейка уже стал новым домом для многодетной семьи Мирющенко. У Алены и Анатолия пятеро детей: Маше 4 года, Кириллу 8 лет, Сереже - 14, Кате - 16, а старшей Анне 22 года, у нее уже своя семья. Принявшие российское гражданство беженцы купили здесь на материнский капитал дом. Сейчас идет активное строительство большого сарая.
«Хотим скотиной обзавестись, - улыбается Алена Юрьевна. - Поросяток разведем».
А на придомовом земельном участке кипит работа по подготовке очередного садово-огородного сезона.
«На Украине у нас большой огород был, десять соток, мы все-все свое выращивали, -продолжает хозяйка дома. - Муж работал бригадиром монтажников, а я детьми занималась и хозяйством».
Спокойная жизнь закончилась в один миг. Первая бомбежка началась в городе 14 апреля. Было уничтожено 57 домов.
«Снаряды стали рваться в третьем часу ночи, - со слезами на глазах вспоминает Алена Мирющенко. - Многих разорвало на части прямо в кроватях. Мы спаслись чудом. Успели стащить детей в подвал. Утром оказалось, что соседский дом разбомбили, а на нашей крыше валяются куски от него. С тех пор бомбежки не прекращались...
Для новой украинской власти мы были террористами только потому, что жили на одной территории с ополченцами, общались с ними. Мне было жалко ребят, совсем еще мальчишек, вот и подкармливала их. А в городе находилась «шестерка», которая доложила об этом нацгвардии. Меня предупредили: «Не уедешь - расстреляют всю семью!» Нам ничего не оставалось, как бежать.
Долго никто не соглашался нас везти, но, по счастью, один таксист все же понадеялся на удачу. На блокпосту машину встретили каратели с фашистской символикой! Трудно было поверить, что это происходит в реальной жизни. И тут Кирилл вдруг крикнул: «Ура, Россия!». От смерти нас спасло только то, что в тот миг грохнул залп, и детский голосок не расслышали...».
Уже через неделю после приезда в Пензенскую область Анатолий устроился на работу. Вскоре семья получила гражданство и положенные выплаты. Жизнь тружеников налаживается, дети устроены в школу, колледж и садик. Но с деньгами все равно напряженка... Может быть, найдутся добрые люди, которые согласятся подарить семье пару поросят? Хотя бы ради пацана, который не побоялся крикнуть при фашистах «Ура, Россия!» Найти Мирющенко несложно, просто позвоните им по телефону 8-960-323-55-07.
МИР НЕ БЕЗ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ
С одним чемоданом два года назад в Пензенскую губернию бежала и семья Злочевских из Луганской области. Лола, Сергей и их дети - Даниил и Илона - смогли встать на ноги благодаря пензяку, который бескорыстно предоставил им свое жилье.
«Когда начался Майдан, мы глазам своим не поверили, что такое возможно в нашей стране, - вспоминает Злочевская. - Думали, власти не допустят беспорядков. Но когда на окраинах начали стрелять, появился страх.
Мы хорошо знали, что такое война: познакомились в Баку, когда разгорался карабахский конфликт. И услышав, как палят из гаубиц, решили бежать в Россию».
В Пензе семью приютила знакомая из Азербайджана. Злочевские наивно полагали, что вскоре ситуация на Украине нормализуется. Но день сменял день, а обстановка только накалялась. Не желая стеснять знакомую, супруги стали искать новое пристанище и обратились за помощью к общественникам. На помощь пришел житель Чемодановского района, который отдал беженцам пустующее жилье. И даже прописал в нем семью. Мужчина сам когда-то был переселенцем из Узбекистана и хорошо понимал, каково это - расстаться с обжитым местом...
Поначалу супруги оформили статус получивших временное убежище, а затем приняли решение стать гражданами России. Через две недели после их отъезда с Украины от переживаний умер отец Лолы. Супруги не смогли попасть на его похороны, но им удалось перевезти к себе мать Лолы.
Теперь Злочевские - полноправные граждане РФ. Они не привыкли сидеть сложа руки - Сергей трудится на двух работах (на стройке и в охране), а Лола, как и прежде, работает музыкальным руководителем.
«Мы возделываем хозяйскую землю, а я теперь тоже стараюсь помогать беженцам, собираю гуманитарную помощь, - рассказывает Злочевская. - Теперь наша главная мечта - построить собственный дом и поставить на ноги детей. Но все это дела житейские... Самое главное, чтобы небо над головой было мирным!»
«Молодой ленинец», № 16, 26 апреля 2016 г.
Среди украинцев (как и везде) есть разные люди, как хорошие, так и плохие.