Пензенскому казачьему атаману 66 лет. Но над военной выправкой никакие годы не властны. Усы - тоже классика образа. С ними, конечно, колоритнее.
Форму Владимир Тымчук надевает почти каждый день - дел много: встречи, переговоры, воспитательные моменты, визиты. Да и перед казачьим братством нужно представать чин по чину: в пензенском отделе Волжского казачества - 1 500 человек плюс их семьи. У всех свои нужды и чаяния.
«Я казак в четвертом поколении, и прадед, и дед у меня - Иваны Ивановичи. Традиция такая была - давать ребенку родовое имя, - рассказывает атаман. - А вот отец мой - Ювеналий. Ну, так вышло - пятым ребенком был, Иван уже был «занят». И священник, проводивший крещение, подарил ему свое имя, означающее «вечно молодой». Отец дожил до 85, так что все вполне сработало.
Меня, среднего сына, тоже Иваном назвали. Но тут дядька, мамин брат, в ноженьки родителям упал - мол, у нас с женой детей нет и уже не будет, так хотя бы племяннику разрешите имя мое передать. Пусть Володей зовется! Отказать мама с папой не смогли, и я стал Владимиром. А потом однажды писарь ошибся, и с тех пор в паспорте я значусь как Владимир ЮвИнальевич. Один такой в природе, видимо».
ТАЙНОЕ КРЕЩЕНИЕ
Говорим казак — подразумеваем православие. Сейчас Владимир Тымчук, конечно, часто бывает в церкви, да и дома икон много. Но было время, когда он не имел о религии ни малейшего понятия.
«Мама моя была спортсменка, комсомолка, красавица, - улыбается Владимир Ювинальевич. - А точнее, зампред областного совета спорта, чемпион округа по лыжам и коммунистка до мозга костей. Попробуй не встань, когда по радио гимн звучит, - сразу подзатыльник схлопочешь!
Лишь отец безнаказанно нарушал распорядки и смотрел на коммунистическую муштру с усмешкой. Но сам никакого рвения к вере не проявлял.
И бабушка, сильно рискуя, взяла все в свои руки: тайком крестила всех нас, пятерых детей. А меня брала с собой в церковь. Там я и понял, что вера - это не только куличи на Пасху».
СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
Впрочем, Владимир Тымчук и сейчас предпочитает не просто надеяться на Бога, но и самому не плошать. У него на шее - нательный крест, привезенный из Луганска. В мятежной Украине пензенский атаман был уже не раз и не два в самый разгар войны. В прошлом году случилось пять поездок - с гуманитарной помощью для мирного населения.
«От казаков города мы отвезли туда две сотни тонн муки, - рассказывает Владимир Ювинальевич. - Раздали по школам, семьям, хлебозаводам. Тетрадки, игрушки, консервы - там всему рады до слез...»
Владимир Тымчук до сих пор не может забыть глаза старушки, которую встретил в хуторе Чернухино. Она еле ходила, плакала и показывала свои запястья, покрытые кровавыми рубцами. Говорила, что «укропы» привязывали ее к изгороди проволокой, изображали стрельбу и снимали все это на видео. А затем демонстрировали это как бесчинства, которые творят русские...
«Когда я вручил этой женщине кое-какую провизию и новенький мяч для внуков, она зарыдала в голос, - часто моргая, вспоминает атаман. - Бережно, почти не дыша, приняла подарок и, словно слиток золота, понесла в дом...»
А еще Владимир Ювинальевич помнит глаза обездоленных людей, сидевших в очереди на получение гуманитарки в местном казачьем штабе. Бесцветные глаза, выплаканные до дна.
«В кармане оставалось 1 200 гривен, - качает головой наш земляк. - Раздал все. Люди обнимали, благодарили, просили сфотографироваться... До сих пор не верится, что это современная реальность...»
«СПАСИБО АТАМАНУ ЗА НАУКУ!»
И в Пензе у атамана всегда много дел. «Очень радует, что молодежь тянется в казачество, - делится Владимир Ювинальевич. — Мы у себя создали военно-патриотический клуб «Казачий дозор» - более трех десятков молодых людей изучают историю, занимаются поисковыми работами, ходят в походы. Сейчас прорабатываем важный проект: хотим установить поклонный крест, закладной камень и возвести часовню в Сосновке. В 1930-е на волне войны с религией здесь были казнены более 300 священников и верующих».
Главное для казачества - дисциплина. Традиционно «аксакалы» входили в сход стариков (совет старейшин) и решали спорные вопросы. Если казак провинился, не миновать ему было плети. А после исполнения приговора он должен был встать, заправиться и выкрикнуть: «Спасибо атаману за науку!»
«Сейчас, конечно, никто никого плетью не вытягивает, - улыбается Владимир Тымчук. - Хотя нагайка у меня на стене висит - но так, просто привет традициям. В казачьей организации действует суд чести, его возглавляет войсковой старшина. В центре внимания - те же вопросы дисциплины.
Запах алкоголя (в казачестве царит сухой закон!), неуплата членских взносов, отказ помочь в общем деле - за это можно схлопотать общественное порицание. За проступки посерьезнее - исключение. Прецедент был совсем недавно: человек распрощался с формой и шашкой за клевету и намеренное искажение информации. Ибо старое казачье правило гласит: не выноси сор из избы.
ЖЕНА - АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Это только в степи шашка казаку подруга. А в обычной трудовой жизни его правая рука - любимая женщина. В семье атамана все так и есть: Светлана Валентиновна для мужа и его «ведомства» - и секретарь, и бухгалтер, и делопроизводитель.
«Мы вместе 17 лет, - рассказывает Владимир Тымчук. - Первая супруга моя умерла. Я до сих пор благодарю небеса за то, что она была в моей жизни. И, признаюсь, не верил, что ощущение счастья на много лет возможно испытать вновь. Но мне повезло и во второй раз: встретил Светлану».
Казаки называют ее матушкой или атаманшей. К таким «титулам» Светлана Валентиновна никак не привыкнет, хотя сама из казачьей семьи. «Я просто помогаю мужу во всем. А как же иначе?» - пожимает она плечами.
И супруг это чувствует даже за тысячи километров. Так что порой случаются вовсе необъяснимые вещи.
«Однажды, когда я был на Украине, мы попали под обстрел под печально знаменитым Дебальцево, - вспоминает Владимир Ювинальевич. - Сложно описать те ощущения. Конечно, было страшно — от неизвестности. Но еще больше пугал тот факт, что не могу позвонить жене, кругом же глушилки сотовых сигналов. Когда закончится канонада автоматных очередей, взрывы мин и стрельба из орудий, непонятно, а мы еще и колесо прокололи...
И вдруг через некоторое время раздается звонок от Светланы - сердце ей подсказало, что нужно меня набрать, чудом сигнал пробился. «Приезжай, жду тебя», - услышал я в трубке. И - хотите верьте, хотите нет - почти сразу стрельба утихла, мы починились и выбрались. Жена - мой ангел-хранитель, не иначе».
Самое главное - сохранять любовь и хорошую погоду в доме, уверены Тымчуки. Ну а мужчина в семье должен делать все возможное, чтобы домашние ни в чем не нуждались. Опять же, есть старая казачья заповедь: не можешь обеспечить семью - лишаешься права быть старшим, и оно переходит к сыну.
Словом, рая в шалаше не построишь. И здесь даже неважно, из чего твои хоромы. Может быть и деревянная избушка, но с миром, ладом, уютом, песнями, пирогами и самоваром, кучей друзей и детьми-внуками по лавкам. Кстати, у самого атамана дом именно такой, аутентичный, срубовой. И самовар имеется - 1740 года, причем действующий.
«Нам сейчас выделили большое помещение под штаб, - делится атаман. - Непременно организуем там музей. И этот раритет станет первым экспонатом. А остальные, я уверен, соберем общими усилиями пензяков - историю нужно любить и хранить, собирая по крупицам и оберегая для будущих поколений».
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 15, 19 апреля 2016 г.
Идиоты!!! Казаки - это служивое сословие в Российской империи.ВСЕ сословия в России были упразднены еще после февральской революции 1917г! Т.е. даже не большевиками, а Временным правительством!!!
А вообще казак - это прежде всего КРЕСТЬЯНИН, обрабатывающий землю. которую ему дало государство за несение военной службы (периодически или во время войны) или охраны границы. Казаков в ГОРОДЕ быть не может НИКОГДА!!! В городе казак может находиться только, когда нес военную службу. Остальные "казаки" в городе - только дураки ряженые. бездельники. не желающие работать!
Казаки - это очередной загибон вечно пьяного Бени Ельцында! Который готовил казачков для борьбы с народом России. как это было при царях.