Здесь судьба собирает тех, кто потерял своих близких (впрочем, обычно эти люди живы, но близкими от этого они не становятся) и не способен ухаживать за собой самостоятельно. Сегодня мы расскажем о стационарном отделении для престарелых и инвалидов, где побывал корреспондент «МЛ».
СОРОК ЧЕЛОВЕК - СОРОК РАЗНЫХ СУДЕБ
Это госучреждение находится в 18 километрах от областного центра, в поселке Монтажном. Сегодня в нем проживают 40 человек пожилого возраста из разных концов Сурского края (рассчитан стационар на 50 коек). Как правило, это место становится для постояльцев последним пристанищем в жизни.
У большинства живущих здесь стариков есть дети, внуки, у остальных как минимум дальние родственники. Но наведываются они сюда нечасто, мол, как все успеть из-за работы и повседневной суеты... Однако, по словам работников стационара, в день пенсии от желающих повидаться со стариками нет отбоя - целая очередь выстраивается...
Подопечные приюта живут в одноместных или двухместных уютных комнатах. Заходим в гости к одной из новичков - Александре Секутовой, которая всю свою жизнь повышала надои молока в селе Старые Турдаки.
«Я попала сюда после того, как сгорел мой дом, - рассказывает женщина. - Такой большой, красивый дом был! Муж его своими руками строил. Мы в нем часто собирались всей семьей, а как приходило тепло, устраивали летнюю кухню в саду. Потом супруг умер...
В ноябре прошлого года я услышала странный треск на улице, он раздавался все громче. Выбежала на улицу и ахнула - соседская хата горит! В считанные секунды пламя перекинулось и на мое жилище...»
Дочь Александры Петровны позвала мать жить к себе. Но та отказалась - зачем стеснять семью - и подалась в стационар для престарелых. О прошлой счастливой жизни в своем доме Секутовой напоминает лишь пара фотографий...
«Здесь меня очень хорошо приняли - одежду дали, кормят и поят, все чистенько. Что еще старому человеку надо? - не теряет оптимизма пожилая женщина. - Да и дочка меня во всем поддерживает, навещает по возможности».
«Я совсем одна осталась, из близких только сестра, да и та уже разменяла седьмой десяток, - вздыхает 87-летняя Анна Демидова. - Муж умер, сын погиб молодым. А сноха со мной знаться не хочет, кому сейчас нужны старики... Ей только деньги подавай, но с меня и взять-то уже нечего. Я совсем старенькая стала, плохо слышу, хожу еле-еле. Хорошо, что меня здесь приютили, а то неизвестно, что со мной стало бы...»
А Зинаиду Белякову в приюте для престарелых прозвали старостой. Несмотря на свои 86 лет, она очень активная и ответственная, во всем любит порядок. Ее комнату ни с чьей другой не спутаешь:
Женщина сделала ремонт, постелила коврики - любо-дорого смотреть! А убежала в эти стены Зинаида Ивановна от мужа-алкоголика.
Приняв на грудь, мужчина частенько распускал руки. Однажды терпение Беляковой лопнуло: бросив все - и дом, и хозяйство, - она пришла в отделение соцзащиты и со слезами на глазах стала умолять о помощи. Жертве семейного террора предложили перебраться в стационар.
«После того ада это место кажется мне раем, - разводит руками Зинаида Ивановна. - Уже третий год здесь живу и нисколько об этом не жалею. Наконец-то почувствовала себя свободной, занимаюсь тем, что душе угодно: и пододеяльники шью, и вещи вяжу. У меня, как и у многих здешних постояльцев, есть дочка, но мешать ее семье я не буду, сейчас времена непростые, людям и без меня трудностей хватает!»
Одна из старейших обитательниц приюта - 92-летняя Мария Фетисова. Женщина прожила здесь 9 лет. В стационар пришла вслед за своим супругом, ветераном Великой Отечественной войны. История их трогательной любви и верности стала притчей во языцех.
«Они были словно два лебедя, радоваться, так вместе, а если у одного что-то не так, страдает и второй, - рассказывает соцработник Наталья Чинилова. - А уж как Мария Сергеевна заботилась о своем муже, словами не передать! День и ночь она от него не отходила».
«Мой муж был ранен на войне, стал инвалидом, - говорит Мария Фетисова. - Послевоенные годы были трудные, мы с хлеба на воду перебивались, вот и не нажили детей. Родня померла, вот и пришлось сюда перебираться - старость коротать».
С тех пор как умер супруг, Мария Сергеевна делит свою печаль с голубями. Со своей пенсии она покупает для них целые упаковки зерна и, несмотря на самочувствие и погоду, кормит крылатых подопечных каждый день.
А Валентина Чернова - участник трудового фронта. Она выросла в детдоме, поэтому всего в жизни ей приходилось добиваться самой. В 14 лет Валентина Михайловна уже вкалывала на литейном заводе в Омске. За ударную работу получила медаль. Но с мужем жизнь не заладилась, и женщина переехала в Пензу, поближе к единственной дочери. Но поближе не значит вместе. «Моя гармония - в одиночестве!» - заявила корреспонденту «МЛ» Валентина Чернова. Как хотите, так и понимайте.
Женщин в стационаре подавляющее большинство. Мужчин всего-то 11. Среди них бывший тракторист Виктор Демьшов. Из-за гангрены мужчина лишился пальцев обеих рук, а вместе с ними и возможности оставаться самостоятельным. Как истинный представитель сильного пола, Демьшов немногословен и на жизнь не жалуется.
«Я здесь уже десятый год живу, - говорит Виктор Григорьевич. - У меня брат есть да племянники, но они сюда редко приезжают, работают.
А здесь дни мало отличаются друг от друга: в основном я смотрю телевизор да по территории гуляю. Иногда такое чувство, что время здесь совсем остановилось...»
ВСЕ УДОБСТВА ЗА 6 000 РУБЛЕЙ
«Нашим постояльцам - кстати, средний возраст проживающих у нас людей составляет 78 лет - мы обеспечиваем четырехразовое питание, медицинское обслуживание, уход, уборку помещений, - перечисляет директор стационара для престарелых и инвалидов п. Монтажного Александр Колгушкин. - Выдаем им одежду, постельные комплекты, средства личной гигиены. Помогаем восстановить документы».
Кроме общей столовой в стационаре есть мини-кухонька: хочешь приготовить что-то свое - милости просим. Чтобы скрасить жизнь стариков, в приют приглашают пензенские творческие коллективы. Иногда даже и выезды в театр практиковались, но, к несчастью, такой выход в свет был по силам далеко не всем.
Поддерживать пенсионеров морально почти каждую неделю приходит священник. Есть среди подопечных приюта и весьма набожные люди. Например, 77-летняя Валентина Андреева, чья комната напоминает молельную - столько здесь икон!
«Свой досуг я занимаю чтением православной литературы, регулярно хожу в церковь, по счастью, она расположена неподалеку», - говорит Валентина Андреевна.
И Бог не оставляет пожилую женщину.
«Родные меня не забывают, постоянно звонят, в гости приходят», - улыбается пенсионерка.
Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста весьма скромная: 6 347,15 рубля для женщин и 6 334,34 рубля для мужчин. Конечно, уход за стариками обходится в куда большую сумму, но остальное - бремя государства.
«Конечно же, это не значит, что мы принимаем только тех, чья пенсия превышает эту сумму, - говорит Александр Николаевич. - Наши двери открыты для всех. Просто, как прописано в законодательстве, учреждение имеет право удерживать не более 75% пенсии. В нашем стационаре люди живут до своей кончины. Как правило, заботы о похоронах берут на себя родственники. Если же таковых нет, процессия осуществляется за счет государства».
КАК ПОПАСТЬ В СТАЦИОНАР?
В стационарное отделение для престарелых и инвалидов принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом и медико-социальном обслуживании при наличии путевки, выданной Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Заявление о предоставлении стационарного социального обслуживания подается в отдел соцобслуживания по месту жительства. Потребуется ряд документов: удостоверяющие личность гражданина, справка о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством, справка о размере пенсии, заключение врачей-специалистов о состоянии здоровья, акт обследования материально-бытовых условий.
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 14, 5 апреля 2016 г.