На вопросы читателей «МЛ» отвечает начальник отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора по Пензенской области Алла Ильина.
- Я часто покупаю творог и молоко. В последнее время нередко попадается просрочка. Что делать в такой ситуации?
- Право покупателя на возврат товара ненадлежащего качества прописано в статье 18 Закона «О защите прав потребителей». В данном случае этот товар представляет угрозу для здоровья. Принесите просроченный товар в магазин. Желательно обратиться в торговую точку с чеком, но если вы его случайно выбросили, то товар можно вернуть и без него, если за продуктами вы ходили не одни, а со свидетелями.
Сегодня практически в каждом супермаркете есть камеры видеонаблюдения, запись с которых может служить доказательством того, что вы были в этом магазине, поэтому можно потребовать установить факт покупки товара с помощью видеозаписи.
Бывают ситуации, когда товар не просрочен, но испорчен, и это тоже повод для его возврата.
- Купила расфасованный кусочками сыр. На этикетке указано время упаковки, а не дата изготовления продукта. Это законно?
- Нет. На сырах, колбасах и прочих фасованных продуктах по правилам продажи кроме веса и даты упаковки обязательно должна быть указана дата изготовления и срок годности.
Для начала обратитесь к товароведу, оставьте обращение в книге жалоб и предложений.
Если это не поможет, обратитесь с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Пензенской области. После этого мы сможем инициировать проверку в этом магазине.
- В магазине мне отказались продать товар из-за отсутствия сдачи. Это вообще нормально?
- За то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, отвечает руководство магазина. Если же покупателю предлагают пойти разменять деньги, то это прямое нарушение п. 38 письма от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети», в котором сказано: «Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги».
Поэтому именно кассир должен разменять деньги и предоставить покупателю сдачу. Если же кассир этого не делает, он отказывается от продажи товара, а это является серьезным нарушением прав потребителя. Вы можете смело требовать жалобную книгу.
- Может ли цена на кассе и в торговом зале отличаться? Я слышала, что с января вступили в силу новые правила...
- По закону «О защите прав потребителей» цена на кассе должна соответствовать стоимости на прилавке. Продавец не должен вводить в заблуждение покупателя. В противном случае предусмотрены штрафы в размере от 1 до 3 тысяч рублей должностному лицу, от 10 до 30 тысяч рублей - юридическому лицу.
Теперь что касается новых требований по оформлению ценников. С января 2016 года «продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта, цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло».
- Подруга часто заказывает недорогую косметику через Интернет. Хочу последовать ее примеру, но боюсь - вдруг у меня какие-то компоненты вызовут аллергию...
- На маркировке парфюмерно-косметической продукции должно быть ее название, назначение, наименование изготовителя, его местонахождение, объем или масса продукции, цвет и/или тон, срок годности, описание условий хранения, особые меры предосторожности.
Также на упаковке обязательно указывается список ингредиентов, которому должен предшествовать заголовок «ингредиенты» или «состав». Если у вас аллергия на какие-то компоненты, то внимательно изучите именно этот раздел.
Указанная информация должна быть четкой и не смываться с упаковки. В случае если потребитель решил отказаться от приобретенной косметики надлежащего качества по причине того, что она не подошла ему, например по цвету, оттенку или запаху, и требует вернуть уплаченную сумму, продавец вправе не выполнить требование, так как парфюмерно-косметические товары надлежащего качества возврату или обмену не подлежат.
- Моя мама попалась на удочку ловкачей. Она бесплатно прошла диагностику здоровья и оформила кредит для покупки подушки стоимостью 12 тысяч рублей. Что нам делать?
- К сожалению, в Пензе это уже не первые «фирмачи», которые разводят граждан на деньги. Смысл их работы довольно прост: они предлагают обычным прохожим, особенно пожилым людям, пройти бесплатную диагностику здоровья. После такой процедуры сотрудники фирмы обычно заявляют, что у человека больное сердце, слабые сосуды, букет хронических заболеваний.
Затем вам предлагают универсальную подушку за 12 тысяч рублей, которая вылечит от всех недугов. Тут же оформляется кредит, а в подарок счастливчику достаются стельки и очки. Вся сложность в том, что люди добровольно ставят подписи на кредитных договорах, сами отдают для оформления кредита паспорт и страховой полис.
Сотрудники фирмы заявляют, что подушка относится к постельным принадлежностям, а значит, возврату и обмену не подлежит. Хотя на самом деле согласно закону подушка к этой категории не относится.
Будьте бдительны! Если ваши близкие уже попались на удочку дельцов, в тот же день направляйтесь прямо в фирму, чтобы написать отказ от товара, и в банк для отказа от кредита. В заявлении укажите, что вас ввели в заблуждение относительно потребительских свойств товара и вещь вас не устроила по наполнителю.
Также вы вправе обратиться в суд.
- Могу ли я требовать возмещения почтовых расходов в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного в интернет-магазине?
- По «Правилам продажи товаров дистанционным способом» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, предоставленной при заключении договора. Если вам продан товар ненадлежащего качества, то вы вправе отказаться от него и потребовать возврата денег.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Таким образом, требования о возмещении продавцом почтовых расходов правомерны.
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 12, 22 марта 2016 г.
penzainform.ru писал(a):
Говорите уж до конца - идите в суд, нанимайте юриста, пишите исковое и тд.и т.п. А у некоторых магазинов особенно сетевых (Лента, Магнит, сотовые и т.д. конторы в других городах) У каждого хватит сил на такое?