О Давиде Куруме жители Сурского края узнали благодаря передаче 11 канала «Клуб Фигаро». Казалось, уроженец далекой Гвинеи знает о деятелях пензенской культуры практически все! Вот уже двадцать лет, как Давид живет в Пензе. Он искренне уверен, что наша губерния — это кладезь талантливых людей...
ВОТ ЭТО ДЖАЗ
«У меня три брата и младшая сестра, — рассказывает Давид. - Двое живут с мамой в Гвинее, один работает в Камеруне врачом Всемирной организации здравоохранения. Сестренка вышла замуж и обосновалась в Париже. Мы общаемся по скайпу. Я планирую свозить свою семью в Гвинею — для этого нужно, чтобы мой сын подрос, а курс доллара, желательно, наоборот, опустился».
Жену Давида зовут Валентиной. Они познакомились три года назад в филармонии на концерте джазовой музыки. Места оказались рядом — разговорились. Как ни странно, Валя ни разу не слышала об афропензяке.
«Я поначалу думала, что он плохо понимает по-русски, но вскоре стало ясно — язык Давид знает чуть ли не лучше меня», — улыбается Валентина.
Пензячка стала приходить к Куруме на концерты и творческие вечера в рамках его арт- проекта «Золотая пирамида». Крепкая дружба переросла в семью. А 27 марта 2015-го на свет появился очаровательный Даниэль.
«Я НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ОСТАЛСЯ В РОСИИ!»
«Мы выбирали такое имя, чтобы перекликалось с вариантами из Святцев, — поясняет Давид.
- Осенью окрестили сына как Даниила в Митрофаньевской церкви. Это решение даже не обсуждалось: живя в России, нужно уважать ее традиции!»
Это — генеральная линия в личных принципах Давида Курумы.
«В детстве я часто общался с русскими, особенно с преподавателями, учеными — мое детство прошло в университетском городке, где располагался Советский культурный центр в Республике Гвинея, — поясняет он. — Эти люди помогали нашей молодой республике встать на ноги, их рассказы о русской культуре меня зачаровали. Отец — ученый, ректор столичного университета — тоже очень хотел, чтобы я учился в России. Его советам я внял».
Впрочем, учеба — это одно, а провести всю жизнь в холодной чужой стране — совсем другое! Большинство родственников отговаривали Давида оставаться в России. Но, завершив учебу в строительном колледже, он на родину так и не вернулся, успешно адаптировавшись и к снегу, и к гололеду. Теперь навещает родных только раз в несколько лет.
«Россия — передовая страна в научном, литературном и культурном плане, и ругают ее, увы, только сами русские, — качает головой Давид Курума. — Первый спутник, первый человек в космосе... Менделеев, Бродский, Сахаров, Пастернак, Белинский, физик Алферов... Я счастлив, что закрепился здесь и обрел настоящее богатство — семью!»
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
«Я — афропензяк! — заявляет Давид Курума. — Это моя особая национальность, сформированная за 20 лет жизни в Пензе. Я ей горжусь. Как горжусь и тем, что последние несколько лет даже думаю уже не на родном языке или на французском, а на русском. А книги одинаково легко читаю на обоих языках».
А вот в семье мультикультурализм, вопреки моим ожиданиям, особо ни в чем не проявляется. Ну разве что с африканскими статуэтками на полке мирно соседствуют православные иконы, которые, кстати, Валентина сама вышивает бисером. В остальном это типичная пензенская семья — даже с ребенком по-французски отец не разговаривает.
«Будущее совсем за другими языками, — убежден он.— Даниэль будет знать английский и китайский, возможно, испанский. Они наиболее перспективны в мире, в котором ему предстоит вставать на ноги. Если бы была возможность, я и все свои знания французского на какой-то из этих языков поменял».
Впрочем, пока маленький Дени изъясняется на детском наречии, которое лучше всех понимает, конечно, мама. И две мохнатые няньки — шпицы Матильда и Чара, которые «присматривают» за ребенком с самого его рождения.
Никаких африканских традиций в Пензу Давид тоже решил не перевозить. Праздники, особенно длинные (ну а по-другому в России и не бывает), он не жалует. Поэтому вполне может забыть даже про свой день рождения.
«Конечно, исключение теперь только для дня рождения Даниэля — это будет главный праздник в нашей семье!» — улыбается счастливый отец.
ЖЕНСКИЙ ВОПРОС
Секрет семейного счастья, по мнению Давида, — слышать друг друга и идти на компромисс. Правда, сам признается, что без пререканий соглашается с решениями жены лишь в мелочах (например, какого цвета купить ребенку футболку или куда повесить картину). В серьезных, судьбоносных для семьи вещах последнее слово оставляет за собой.
«Что такого особенного в русских женщинах? Я сам себе задаю этот вопрос и с трудом нахожу ответ, — признается афропензяк. — Не хочется скатываться к банальностям: терпеливые, красивые... Думаю, все-таки главное отличие россиянок — в доброй душе, умении сочувствовать и удивительной работоспособности. Последний факт меня очень поразил, когда я только приехал учиться: на почте, в магазинах — одни дамы, даже рельсы они укладывают!
Однако у такой самостоятельности есть и неприятная изнанка: в России так много матерей-одиночек!.. И не всегда в этом виноваты мужчины: бывает, что женщины сами хотят выглядеть жертвами, находя в этом странный героизм. А у самих к сильному полу слишком завышенные требования...»
ТВОРЧЕСКАЯ ОТДУШИНА
Сейчас у Давида Курумы — планов громадье. Он уже член Союза журналистов, Русского географического общества, обладатель благодарственных писем губернатора и министерства культуры. Но на достигнутом не останавливается. Его главное детище — арт-проект «Золотая пирамида».
Эту идею он вынашивал много лет: «Оказавшись в Пензе, я сразу понял, что здесь очень много талантливых художников, музыкантов, писателей. Но нет площадки, где они могли бы свободно себя представлять, а остальные — с ними общаться. Так и появилась задумка создать специальное творческое пространство для таких встреч».
Поначалу «Золотая пирамида» проходила в виде творческих дуэлей. Поэты «сражались» с прозаиками, рэперы — с бардами. Год спустя проект перерос в «формат 3D» — музыку, литературу и художественные образы удалось соединить в единый перформанс. Но главная цель остается прежней: общение с публикой и просвещение.
«В этом году мы выходим на междугородный уровень, — улыбается Давид. — Я жду в гости прозаиков из Москвы, Самары, Тамбова — они хотят провести здесь презентации своих книг. А еще планирую замутить что-то интересное с кино, ведь 2016-й объявлен в России как раз годом этого вида искусства.
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 3, 19 января 2016 г.
Шоколадный блин Заяц