Прав был Остап Бендер: автомобиль не роскошь, а средство передвижения - на службу и обратно, детей в школу привезти-отвезти, жену в фитнес-клуб, тещу на дачу вместе с рассадой отправить... В общем, трудно без него в современной жизни.
К покупке авто людей вынуждают обстоятельства. А вот без мотоцикла вполне можно обойтись...
Однако житель села Мичурино Пензенского района Игорь Коровин с таким утверждением категорически не согласен! Причем владеет он не одним-единственным байком: в парке коллекционера более 60 отечественных мотоциклов! В гараже нашего героя - многие исторические раритеты в одном флаконе.
«Мотоцикл всегда воплощал собой мечту человека о свободе, - считает Игорь Анатольевич. - Это полет фантазии, мощь в руках, ветер в лицо, адреналин в мозг, кайф, который не проходит!
А еще от мотоциклов одна польза: у водителей от постоянной тряски, как и у кавалеристов, никогда не бывает камней в почках...»
Первый мопед «Рига» у Коровина появился в 14 лет. А девчонок Игорь катал уже на ИЖ-49. «Когда в 1946-м в Ижевск с германского завода DKW в счет контрибуции перевезли производственную базу, здесь на основе DKNWZ-350 наладили выпуск нового мотоцикла. И в стране начался настоящий ажиотаж, к тому же ИЖ имел комплектацию с коляской, что было очень востребовано населением.
О том, какая это машина, говорит уже один факт - таких мотоциклов выпущено свыше полумиллиона штук!»
С другим мотоциклом у Игоря Анатольевича связана особенно памятная история. Как-то раз ему позвонил мужчина и спросил, есть ли в его коллекции мотоцикл «Москва». Услышав положительный ответ, попросил разрешения приехать посмотреть аппарат. Вскоре к Коровину нагрянула семейная пара, причем супругам было уже за 80. Они долго стояли у М-1, первой машины, выпущенной на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе, вспоминая молодость. На таком мотоцикле, прозванном народом «макака» из-за необычной посадки водителя, свою будущую невесту и катал по Пензе ветеран.
«Всплакнули, не без этого, - разводит руками наш гид по частному мотомузею. - Сфотографировались, а на прощание сказали: «Теперь у внуков и правнуков останутся снимки нас прежних - молодых и красивых на мотоцикле - и нас сегодняшних - на закате жизни на таком же «скакуне».
«Разбирая трофейные немецкие байки, ставшие основой для всех отечественных машин, я вдруг понял, почему Германия проиграла войну, - делится наш собеседник неожиданным открытием. - У них даже мотоциклы, жизнь которых в боевых условиях рассчитана на несколько недель, собирались будто на века. Внутри металлических трубок эбонит для сохранности от коррозии, стальные спицы утолщены на концах, ближний и дальний свет...
А у нас даже на полуторке ГАЗ-АА были механические тормоза только на заднюю ось, одна-единственная фара ближнего света и деревянная неотапливаемая кабина».
Советская мотоциклетная история началась еще в 1939 году, когда у BMW была куплена лицензия. По сути, и СССР, и Германия воевали на одних и тех же мотоциклах. Только у нас все было сведено к разумному минимализму.
Зато после 1945-го наши люди еще очень долго рассекали на трофейных BMW с турелями для пулеметов, благо запчастей для такой техники было навалом.
Отдельная песня мотороллеры. «Вот «Тула-200», приятный аппарат, - гладит машину Игорь Анатольевич. - Он, кстати, тоже срисован с немецкой техники. А «Вятка» - переделанный «итальянец», выпускался на заводе в Вятских Полянах. Но эти машины в производстве оказались дорогими, к тому же у них смещен центр тяжести, поэтому у народа особым спросом они не пользовались. Тогда люди шутили: «Двадцать минут позора - и ты на работе».
Потом появились «Тулицы» и «Туристы». Но мотороллер у нас так и не стал народной машиной. Лишь на селе с удовольствием покупали «Муравья» - вариант с грузовым кузовом. Но если была возможность выбора между «Уралом», «Днепром» с люлькой или «Муравьем», то предпочтение все же отдавали байку.
На вопрос, как удалось собрать коллекцию, которой позавидует любая киностудия страны, Игорь Коровин пожимает плечами: «Первые машины - мои собственные мотоциклы. Потом друзья дарили свои. Дальше знакомые начали звонить...
А что касается стоимости, то для меня все мотоциклы одинаково дороги. Продавать я их не собираюсь, хотя такие предложения поступают постоянно. И от немцев, и от итальянцев, и из столицы».
Кстати, иностранцы в Мичурино гостили не раз. Про пензяка и его раритеты забугорные киношники уже сняли несколько документальных картин.
На прощание мы договорились встретиться летом, чтобы опробовать мотоциклы в деле - все они на ходу!
Владимир Викторов
«Молодой ленинец», № 2, 12 января 2016 г.
Где же они хранятся? 60 мотоциклов это целый спортзал нужен.