В последний день осени состоялась презентация книги пензенского писателя Павла Гусева «Всюду жизнь». Сборник рассказов основан на воспоминаниях 35-летнего автора. В своей жизни Павлу довелось быть и участковым, и актером, и писателем, и драматургом, и худруком Театра юного зрителя...
- Павел, с чем связаны такие метания?
- Судьба! После 11-го класса я поступал во ВГИК на режиссуру к Вадиму Абдрашитову. Из 5 тысяч претендентов оказался в числе 500 счастливчиков, прошедших отбор. Но на первом туре Абдрашитов сказал, что для режиссуры я слишком молод. Остальные претенденты были от 25 лет и старше. Вадим Юсупович предложил мне пойти в артисты. Я его послушался и отправился в ГИТИС. Все получилось с первой попытки!
Комнату снимал у Евы Юрьевны Неклюдовой, бывшего главного редактора журнала «Знамя». Она прочитала мои рассказы и сказала, что нужно продолжать писать...
- Многие студенты подрабатывают съемками в массовках...
- Я тоже сыграл небольшую роль в сериале «Не покидай меня». А еще в двух сериях «Бригады» отработал как каскадер, хотя изначально у меня была эпизодическая роль. Я играл одного из братвы, с которой встречается герой Безрукова после возвращения из армии. По сюжету готовится драка, и я произношу: «Окстись, а может, он Рэмбо!». Но эпизод с моим участием вырезали. Знаете, почему? Художник по костюмам забраковал мою спортивную одежду!
- Безруков уже тогда был звездой?
- На момент съемок «Бригады» он ничем не выделялся. Питались мы все в одном автобусе, и я далеко не с первого раза в одном из столовавшихся признал Безрукова.
Помню, как Дима Дюжев, находясь за рулем лимузина, врезался в шасси вертолета. Это был настоящий скандал: денег на фильм выделили в обрез, а авария обошлась дороговато.
А вообще я рад, что Дюжев сумел состояться как актер. Он учился двумя курсами старше меня, и так случилось, что у Дмитрия заболела лейкемией сестра, тогда всем курсом мы сдавали кровь. Но спасти ее не удалось. Моя мама дружила с его отцом, и вскоре после смерти дочери Дюжев-старший ушел из жизни, перерезав себе вены. А затем и Димина мама умерла от разрыва аорты.
В ГИТИСе я с ним был мало знаком, просто обменивались приветствиями. И вот как-то раз сижу я в скверике у института, а мимо идет задумчивый Дима Дюжев и неожиданно у меня спрашивает: «Слушай, что ты мне посоветуешь: уходить в монастырь или нет?». Я растерялся, говорю, мол, какой монастырь, из тебя отличный актер получится... Дмитрий постоял, покивал и пошел дальше.
- А как сложилась ваша судьба после ГИТИСа?
- Я устроился актером в Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл». Но, когда увидел, какие интриги там плетутся, понял, что надолго там не задержусь. И через год снова поступил в ГИТИС, но уже на режиссерский. Однако на втором курсе взял академотпуск. Понял, что в режиссеры мне еще рано.
Три дня проболтался без дела и отправился в ближайший РОВД. Когда-то мечтал бороться с преступностью, вот и подумал, что пора реализовывать свои мечты. В милиции предложили на выбор три варианта: сотрудник ГИБДД, оперуполномоченный и участковый.
Выбрал последнее и взял себе самый трудный участок с общежитием, под завязку набитым гостями с юга. За зарплату в 5 800 приходилось и жизнью рисковать, и оскорбления выслушивать. А с 1 января 2005 года, когда ввели монетизацию, кондуктора в автобусах-троллейбусах стали орать: «Ну что, мент, плати! Вышло ваше время!»
Я такой жизни выдержал два года. За неделю после увольнения написал сразу восемь рассказов по милицейским воспоминаниям. Потом добавились другие рассказы, и в итоге родился сборник.
Последние годы трудился пресс-секретарем у начальника городского управления культуры Веры Фейгиной. А когда главреж пензенского ТЮЗа Андрей Поляков уезжал в Питер, мне предложили возглавить Театр юного зрителя в качестве художественного руководителя.
- В ТЮЗе есть худрук, но нет главного режиссера. Как выходите из положения?
- Так ведь во многих театрах такая картина, в том числе и в нашем драматическом. Мы точно так же пользуемся услугами приходящих режиссеров. Например, Владимир Карпов ставит у нас уже второй свой спектакль. 29 ноября состоялась премьера инсценировки «Людвиг и Тутта». Это история о семейных и общечеловеческих ценностях, несмотря на то, что персонажи - лисы, куры и собака.
А я сам к новогодним праздникам написал интермедию «Обезьянки-хулиганки и Новый год».
- Долгие годы ТЮЗ не имел своего здания...
- Знаю, что одно время обсуждался вариант с постройкой нового здания ТЮЗа, но сейчас времена сложные, и в связи с секвестрованием бюджета вопрос подвис.
Здание, которое у нас есть сегодня, пусть и не первой молодости, но еще достаточно крепкое, просторное и хорошо отапливаемое. Есть у нас и автобус, поскольку мы регулярно ездим на гастроли по всей области. Так что ТЮЗ сегодня скорее жив, чем мертв.
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 49, 8 декабря 2015 г.