Такая красота скрыта в нашей губернии от взоров туристов! Величественный особняк - бывшая усадьба дворян Устиновых, расположенная в самом сердце Грабова, - напоминает своей статью как минимум костюмированные фильмы о дворцовых переворотах. Санкт-Петербург, да и только!
Однако уже много лет в усадьбе живут не совсем обычные люди. В имении, принадлежавшем некогда благородным господам, ныне обитают люди, коих в старину называли божевольными. Это Грабовский психоневрологический дом-интернат - особенный мир для особых людей.
ОТ ПАСТУХА ДО ЗВЕЗДЫ ГОЛЛИВУДА
«Уже с основателем этого рода Михаилом Адриановичем связана невероятная история, - показывает нам свои владения директор Грабовского дома-интерната Юрий Ефимов. - По преданию, первоначальный капитал он получил благодаря счастливой случайности. В юности Михаил был пастухом, и однажды в ночном к табуну прибился конь, в седле которого была зашита большая сумма денег ассигнациями.
Пастух занялся торговлей, а скопив приличное состояние, оставил купеческое сословие и поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где и выслужил потомственное дворянство».
Немало легенд ходит и вокруг еще одного представителя Устиновых - Михаила Михайловича, увлекшегося в Саратове немецкой колонисткой Марией Метцлер. Под ее влиянием он принял лютеранство, за что с позором был изгнан из полка и едва не упечен в Сибирь.
Вместе с Марией вероотступник в 1875 году обосновался в королевстве Вюртембергском, где через королеву Ольгу (дочь Николая I) выпросил себе баронский титул. Через пару лет барон оказался уже в Палестине, где построил отель «Иерусалим», госпиталь для евреев-беженцев из России и открыл ботанический сад.
Его сын Иона как немецкий подданный в 1914-м отправился воевать за родной фатерлянд. Служил в авиации, а в 1920-м приехал в Россию, чтобы разыскать пензенских родственников. Здесь познакомился и обвенчался с Надеждой Бенуа, также связанной с Пензенским краем. По фальшивым документам на шведском пароходе семья сумела «выбраться из Совдепии в Амстердам».
Через год в Лондоне у них родился мальчик, которого назвали Питером. Да, тот самый Питер Устинов - знаменитый во всем мире писатель и звезда Голливуда!
Одна из самых запоминающихся ролей Питера Устинова - сыщик Эркюль Пуаро, которого он играл не раз. В советские времена многим запомнился детектив «Роковое путешествие» (по роману Агаты Кристи «Смерть на Ниле»), с большим успехом шедший во всех кинотеатрах Пензы. В главной роли как раз и блистал Питер - можно сказать, наш человек, практически пензяк!
Ну да ладно. Вернемся в Грабово. Основатель и предпоследний владелец усадьбы камер-юнкер Александр Михайлович построил здесь конный завод, где разводил упряжной сорт лошадей. За несколько лет он «... окружил имение парком с затейливой планировкой и каскадом прудов, амфитеатром сбегающих вниз».
После смерти Александра Устинова все перешло в руки его приемного сына Николая. Однако, по семейным преданиям, скоро выяснилось, что на самом деле Николай остался ни с чем - его предок умудрился просадить в Монте-Карло 20 миллионов рублей.
После октября 1917-го кто только не квартировал во дворце: красноармейская часть и приют, госпиталь и беженцы... Пока на этом месте не расположился психоневрологический дом-интернат.
БОЖЕВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ
В самой усадьбе, где некогда жили Устиновы, находится администрация медучреждения. В здании устраиваются концерты для подопечных, работает библиотека, открылась молельная комната.
На территории рывшего дворянского поместья расположены четыре корпуса для проживания больных, красивый яблоневый сад и огород. На нем работают те пациенты, у которых есть желание и возможность. Всего в доме-интернате сейчас проживает 550 человек, из них около 200 - лежачие. Контроль и уход за постояльцами осуществляют почти 250 человек медперсонала.
«У нас проживают люди с психическими отклонениями, - рассказывает Юрий Ефимов. - Самым младшим - 18 лет. Большинство подопечных - женщины. После заключения медкомиссии они доставляются со всей губернии и остаются на постоянное проживание. Все являются инвалидами I или II группы. Значительная часть признана судом недееспособными, поэтому администрация является опекуном над ними.
У каждого своя печальная судьба. Кто-то остался без родственников, у кого-то была асоциальная семья, многие прошли через детские дома...»
Отделения интерната делятся на два вида: открытого и закрытого типа. Так, одни постояльцы могут свободно выходить на улицу, а другие - только под контролем медперсонала. Жильцы закрытого отделения скрыты от людских глаз.
Для каждого проживающего в интернате разработан индивидуальный план реабилитации. В первую очередь это поддерживающая терапия, включающая в себя множество разных направлений. Важная часть реабилитационной программы - трудотерапия. Возможностей для этого много - можно заняться огородом и клумбами в теплое время года, можно помогать по хозяйству.
«Ежегодно мы проводим соревнования между отделениями - чья территория лучше, - продолжает Юрий Иванович.
- Осенью мы подводим итоги и вручаем призы. Мы стараемся сделать жизнь наших опекаемых максимально насыщенной, чтобы люди не теряли связи с обществом. Организовываем выезды в парк, зоопарк, кино. Иногда нас посещает кукольный театр.
Знаете, в чем особенность болезней наших подопечных? В том, что подобное может произойти с каждым независимо от профессии и количества высших образований! Среди наших пациентов встречались и доктора наук, и учителя, и авторитетные юристы».
Одна из нынешних постояльцев - поэтесса Алина Слепцова (фамилии и имена подопечных дома-интерната изменены). Женщина окончила культпросветучилище, долгое время занималась творчеством - писала стихи. Но... после родовой травмы психика Алины стала сильно страдать, начались внезапные срывы, и она оказалась здесь. Теперь у поэтессы есть своя благодарная аудитория, и она неутомимо продолжает писать стихи.
Другая подопечная - 78-летняя пенсионерка - больше 30 лет проработала в одном из райцентров учителем русского языка и литературы. В свое время Людмила Ивановна окончила столичный институт имени Н. К. Крупской. Но и талант педагога не стал спасением от болезни. В интернате женщина рисует замечательные портреты и иконы карандашом. Свои работы она дарит медперсоналу и постояльцам.
«У меня двое детей. Дочка окончила консерваторию по классу скрипки, а сын - саратовский мединститут и художественную школу, - делится бывшая учительница. - Теперь я богата еще и тремя внуками. В интернате живу уже третий год, родные меня не забывают - часто навещают».
А с 50-летним Андреем Петровым судьба сыграла злую шутку: когда-то он работал психиатром-наркологом! Теперь же сам нуждается в лечении. На долю мужчины выпало немало испытаний - перестройка, сокращение штатов... Отсюда и частые нервные срывы.
Родных у Петрова не осталось. В интернате он ведет активную жизнь и работает на участке. Любит быть в курсе всех событий, а потому не пропускает выпуски теленовостей и читает газеты. К несчастью, как правило, больные получают в бывшем имении Устиновых вечную прописку.
Конечно, каждый постоялец Грабовского интерната мечтает вернуться домой, поэтому несколько раз в год людям даются отпуска. В зависимости от состояния здоровья они могут погостить у родственников.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Уже который год губерния вымучивает собственный бренд. Между тем исстари Сурский край славился великолепными помещичьими усадьбами, которые и становились центрами развития культуры в нашем крае. К созданию дворцов и парков привлекались самые видные архитекторы, а гостями местных поместий становились известнейшие люди России.
Разве не так? Оставив в покое мемориальные «Тарханы», вспомним имение «бриллиантового князя» А. Куракина в Надеждине, усадьбу С. Голицына в Зубрилове, А. Бахметева в Никольске. Список можно продолжить. Однако на сегодняшний день в достойном виде сохранился, пожалуй, только дворец пензенских и саратовских помещиков Устиновых.
Историй и тайн здесь не меньше, чем в родовом поместье Лермонтовых. А по красоте грабовский дворец вполне может претендовать на статус жемчужины Сурского края.
Владимир Вержбовский, Олеся Боровец, Христина Аксинович
«Молодой ленинец», № 29, 20 июля 2015 г.
Интересная информация.