В СССР его, Солнечного Клоуна, буквально носили на руках. Все старшее поколение прекрасно помнит знаменитую кепку в клетку и добродушную улыбку Олега Попова. Однако в начале 1990-х цирковой артист, еще при жизни ставший классиком мировой клоунады, променял родину на Германию, где стал Счастливым Гансом.
На днях Олег Константинович побывал в России. Получил в Сочи премию «Мастер», снялся в телешоу Андрея Малахова и... вновь отбыл в Европу. О судьбе легендарного клоуна, его связях с Пензой мы решили рассказать сегодня.
БАШМАК И МИЛЛИОН
«Став директором пензенского цирка, я всеми силами старался затащить к нам Олега Попова, - разливает ароматный чай по чашкам Николай Жидков. - И вот, когда я находился в Москве в гостях у дрессировщика Анатолия Корнилова, к нему на огонек заглянул Олег Константинович. Выпили по рюмочке. Я и говорю, мол, дорогой вы наш, может быть, пора на гастроли в Пензу? А клоун аж в лице переменился. «Что такое?» - спрашиваю. И в ответ услышал целую историю.
Сразу после окончания циркового училища выпускник Попов получил приглашение поработать в пензенском цирке - в ту пору он находился на улице Пушкина. Клоуном артист тогда не был и выступал с номером «Эквилибр на свободной проволоке». Но что-то явно не заладилось. Вроде бы на репетициях все складно, а во время спектакля прокол за проколом. Местная публика начинающего артиста не приняла и даже несколько раз освистала.
В общем, пришлось Олегу уезжать из столицы Сурского края несолоно хлебавши. Так и осталась у него на всю жизнь душевная травма, связанная с Пензой».
И все же судьба еще не раз сталкивала Николая Александровича с Олегом Поповым. В середине 1970-х в Союзе огромным спросом пользовались сердобские часы с кукушкой. Клоун захотел, чтобы фоном для стрелок стал его собственный портрет. Николай Жидков спецзаказ помог выполнить.
Когда московский цирк отправился на гастроли в Европу, Попов забыл туфлю, необходимую ему для репризы. Хорошо, что жена реквизит выслала.
После триумфальных выступлений в Бельгии, Голландии и Франции башмак сильно поистрепался, и клоун решил поменять обувку, а старую оставил в номере на выброс. Но уже в Манчестере к автобусу, куда садились артисты, подбежал посыльный.
«Господин Попов, это вам!» — объявил он и вручил клоуну посылку. Внутри оказался старый башмак.
Все посмеялись, а туфлю затолкали глубоко под сиденье. Артист готовился к выходу на арену, как раздался стук в гримерку. На пороге стоял водитель автобуса, а в руках у него был реквизит Попова. С досады Олег Константинович засунул надоевший предмет в мусорный ящик за кулисами.
«Когда после представления никто не бросился с башмаком за мной в погоню, я почувствовал немыслимое облегчение, - рассказывал Николаю Жидкову Солнечный Клоун. - Но утром следующего дня, войдя в гримуборную, я обомлел. На столике перед зеркалом, как будто ехидно улыбаясь, лежала моя потертая, сморщенная туфля. Я схватил ее и метнулся к окну, чтобы выбросить, но спохватился: Европа все же.
Пришлось спрятать башмак в портфель. На корабле, что плыл на родину, я еще раз попытался потерять свой башмак - выбросил его в море. И что же вы думаете? На берегу ко мне подбежал приятель: «Олег, здесь тебе пакетик!» Я обомлел. К счастью, это оказалось письмо от жены».
Мировую известность Олегу Константиновичу принесла такая реприза: клоун выходил на манеж с корзинкой, доставал из нее обед, а после трапезы укладывался спать, но ему мешал солнечный круг. Попов несколько раз менял место, но луч следовал за ним по пятам. Тогда он собирал солнечный свет руками и укладывал его в плетенку. В этот момент начинала светиться сама корзинка. Арену артист покидал под шквал аплодисментов. И именно за это королева Бельгии дала ему имя Солнечного Клоуна.
«С этой репризой связана забавная история, случившаяся в Латинской Америке, - улыбается Николай Жидков. - После представления к Олегу подошел импресарио Энрике Канюке: «С вами хочет встретиться очень богатый человек. Ему в просьбе отказать нельзя».
Незнакомец выразил восхищение увиденным, а затем достал чековую книжку, что-то написал и вручил клоуну. В чеке значилась цифра в один миллион.
Олег был в восторге. Но радость оказалась недолгой. Руководитель гастролей отрезала: «Деньги не ваши, они принадлежат государству. Поехали в посольство».
Но сотрудник, взявший в руки чек, громко расхохотался. Да, в чеке было написано один миллион, но только не долларов, а миллион улыбок. С тех пор к Олегу Константиновичу прилепилось прозвище Солнечный Миллионер.
ЮРИЙ НИКУЛИН И ОТЪЕЗД ЗА ГРАНИЦУ
Оба этих клоуна были шикарными артистами, но с какого-то времени Олег Константинович начал ревниво относиться к успехам коллеги. Об этом говорили многие цирковые. Попов остро переживал, что фильмы с участием Никулина становятся безумно популярными, а он снимается только в детских телепередачах.
А когда Юрий Владимирович стал успешным директором цирка, Попов совсем расстроился.
«В первый раз я обратил на это внимание на режиссерской коллегии Госцирка, - продолжает Николай Жидков. - Когда Никулин, как и все остальные, голосовал против, Попов сразу говорил да. И наоборот.
В телешоу «Пусть говорят» Олег Константинович заявил, что Никулин под надуманным предлогом не дал ему отметить свой юбилей в цирке на Цветном бульваре. Но там и в самом деле шел ремонт. Причем Никулин со своим партнером Шуйдиным пришли на юбилейный спектакль, выступили и закончили словами: «Будь здоров, Олег Попов!».
Почему великий клоун уехал из СССР? По мнению Николая Александровича, причин несколько. Одна из них - артист всю жизнь копил деньги, складывая их на сберкнижку. Он был практически официальным советским миллионером, но после развала Союза оказался у разбитого корыта.
«Цирковые не раз говорили, будто Попов считал себя сильно обиженным этим, возмущался, мол, уж ему-то могли бы и компенсировать вклады. Олег оказался с мизерной пенсией, на что сильно негодовал, - рассказывает Жидков. - Другая причина - после смерти супруги артист остался один. Правда, с этим связана нелицеприятная история.
Попов находился на гастролях, когда случилась беда. Он засобирался на похороны, но якобы директор цирка уговорил его не ехать: впереди выходные, придет много зрителей, коллектив останется без зарплаты. И Попов остался...»
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 26, 14 июля 2015 г.
Не суди да не судим будешь!