Сиротство при живых родителях... Только с января по июнь в Пензенском доме ребенка оказалось 52 малыша, 19 из них - отказники. Основная причина, по которой сюда попали малыши, - врожденные патологии, с которыми мамы и папы детей не смогли или побоялись бороться...
ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ!
«С начала года один из наших ребятишек попал в детский дом, а 14 обрели семью, - рассказывает и. о. главного врача Пензенского дома ребенка Наиля Абушаева. - Многие сейчас готовы взять малышей под опеку. Из приюта стали чаще забирать и детей-инвалидов.
Вот конкретный пример: готовятся документы на годовалую Аню (имена детей изменены) и полуторамесячную Таню. Одну девочку удочеряют, другую берут под опеку.
У обеих одна и та же патология - врожденная расщелина неба. Из-за этого они плохо едят и говорят. Для нормальной жизни этим детям необходима пластика неба. К счастью, будущих родителей диагноз не испугал, семьи помогают девочкам готовиться к операции».
А в прошлом году в Доме ребенка жил четырехлетний Ваня с диагнозом «детский церебральный паралич». Правая рука и нижние конечности совсем не хотели его слушаться.
Рабочей оставалась лишь левая рука, которой малыш держал ложку и играл в игрушки. Однако, несмотря на свою болезнь, мальчик рос очень активным - он сразу же стал любимцем всех нянечек.
«Поскольку ходить Ваня не мог, он или ползал, или передвигался на коленках, - говорит Наиля Энсаровна. - А там, где ему нужна была скорость, - перекатывался. Между прочим, по интеллектуальным способностям ребенок ни в чем не уступал своим сверстникам. Мальчик любил читать стихи, общаться».
И однажды женщина из социальной службы сестер милосердия, уже несколько лет приходившая ухаживать за ребятишками, сказала, что хочет забрать Ваню.
Еще одного отказника с ДЦП сотрудники дома ребенка в прямом смысле слова поставили на ноги. Мальчику не было и года, когда он оказался в социальном учреждении. Медики сразу стали заниматься малышом - в расписании у малютки были ежедневная гимнастика, плавание.
«К трем годам мальчик встал на ноги и сделал свои первые шаги! - делится Наиля Абушаева. - Но малыш еще отставал в развитии от своих сверстников и выглядел как полуторагодовалый ребенок.
Дитя взяла к себе интеллигентная семья. Спустя несколько лет нам прислали фото этого мальчика, и мы просто не узнали своего воспитанника... Ребенок буквально расцвел, теперь он живет вполне нормальной жизнью».
ОТКАЗ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСВЕННОСТИ
А вот другая история: в Дом ребенка попал мальчик, оставшийся без попечения родителей. Малыша воспитывала мать-одиночка, но внезапно женщина тяжело заболела и умерла. А поскольку родственников у нее не осталось, дитя отправили в социальное учреждение.
«Мальчик здоровый, очень шустрый, и вскоре он приглянулся одной семейной паре, - вспоминает Наиля Энсаровна.
- Мы подготовили документы на усыновление. Но в день, когда суд должен был принять решение, к нам пришел мужчина и заявил, что он родной отец этого мальчика и готов забрать сына. Он написал заявление об установлении отцовства, и генетическая экспертиза подтвердила вероятность родства на 99,9%.
Как выяснилось, мужчина просто не знал, что у него есть сын. Мать ребенка ничего ему не сказала, и только когда женщина умерла, тайна раскрылась».
Очень часто детей бросают пьющие матери. По словам Абушаевой, одна горе-мамаша рожает детей каждый год и сразу отдает их в Дом ребенка. Сейчас здесь воспитываются четыре ее кровиночки.
«Есть ребятишки от мам, которые сами воспитывались в детском доме и теперь обрекли на такую же участь своего ребенка, - вздыхает Наиля Энсаровна. - Каждый раз мы зовем их на праздничные мероприятия - посмотрите, вот ваши дети стихи читают, танцуют, поют... А у них как будто маска на лице...»
«Отказ от ребенка не освобождает родителей от ответственности за него, - предупреждает старший помощник прокурора г. Кузнецка Юлия Панкратенкова. - Согласно Семейному кодексу РФ родители, лишенные родительских прав, должны выплачивать детям алименты в размере четверти от получаемых доходов. Эти деньги отправляются на счет воспитательного учреждения.
Пятьдесят процентов дохода от поступивших алиментов идет на содержание детей, другая половина зачисляется на банковский счет ребенка. Он сможет воспользоваться деньгами сразу, как станет совершеннолетним».
А этот случай произошел в прошлом году.
«Студентка одного из пензенских вузов забеременела и скрыла этот факт от родителей, - говорит Юлия Евгеньевна. - Когда малыш появился на свет, она написала отказ от него. Нами было составлено обращение в суд на выплату алиментов.
Извещение опустили в почтовый ящик, конверт открыла мама девушки. Буквально на следующий день ребенка забрали домой».
ЧЕРНИКОВЫ: СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ
Александр и Ольга Черниковы из села Радищево никогда и не думали о том, что могут стать приемными родителями. Но в один из дней оказалось, что взять сироту в семью - это единственный способ сохранить село, школу, привычный уклад жизни.
«С мужем меня познакомила подруга. Произошло это на танцах в местном клубе, мне было 18, а Саша уже из армии вернулся и работал в колхозе шофером», - вспоминает Ольга Черникова.
Влюбленные расписались, на свет появился первенец Анатолий. Но из-за экономических проблем в стране - дело было на перекрестке столетий - семья едва сводила концы с концами. Тогда Черниковы решились обзавестись большим хозяйством, купили коров, поросят, кур. И дела пошли в гору - знакомые и соседи спешили к ним за свежим молоком, творогом, маслом, йогуртом, мясом...
«Через несколько лет мы построили просторный дом. Сын как раз пошел в первый класс, а мы стали мечтать о большой семье, - рассказывает Ольга. - Но забеременеть у меня больше не получалось».
Так прошло 10 лет. Содержать школу в деревне стало нерентабельно: детишек осталось совсем мало. И сознательные сельчане придумали, как решить эту проблему. Они решили взять ребятишек из детских домов.
«Когда узнала, как живут несчастные дети, эта мысль уже не выходила у меня из головы, - продолжает наша героиня. - На следующий день на общем собрании в школе спросили, кто готов взять к себе ребятишек. И я первой подняла руку».
Супруги взяли сразу троих ребятишек из неблагополучной семьи: 13-летнюю Нину, 7-летнюю Викторию и двухгодовалого Илью.
«С Илюшей я целый год бегала по больницам. У него был целый букет различных заболеваний, начиная от простуды и заканчивая почками, - вздыхает Ольга. - А когда малыш пошел на поправку и все невзгоды остались позади, я... неожиданно забеременела! Так у нас появилась дочка Ирина».
А накануне 31 декабря 2014 года приемных родителей села Радищево вновь собрали. Органы опеки сообщили, что в больнице находится мальчик Ваня с очень сложной судьбой. Биологическая мать ненавидела ребенка: тушила окурки об его крохотные ручки, закрывала в погребе... Сердце Ольги Черниковой екнуло, на глаза навернулись слезы.
«От услышанного у меня волосы дыбом встали, - качает головой Ольга. - Когда мы забрали Ваню домой, он несколько дней не спал по ночам, боялся, что за ним придет злая мама. Мы с ребятишками приложили немало усилий, чтобы отогреть сердце мальчика, и у нас все получилось!».
Сейчас дом Черниковых - полная чаша. Старшая дочь Нина учится в медицинском колледже. Ей нравится заботиться о людях, и она хочет работать медсестрой. Анатолий окончил 9-й класс и мечтает стать поваром. Правда, родители были удивлены таким решением, но возражать не стали.
А Вика - лучшая в районе спортсменка! Увлекается и легкой атлетикой, и лыжами. На стенах в ее комнате нет свободного места от медалей - одни первые места! Теперь девочка проходит отбор в училище олимпийского резерва в Пензе.
Младшие детишки Илюша, Ваня и Ирина пока не учатся. Но, увидев их активность и задор, вывод можно сделать только один: они обязательно порадуют родителей своими успехами в школе.
«Как я воспитываю детей? - с улыбкой переспрашивает Ольга Черникова. - Я воспитываю их личным примером. Весь день тружусь в огороде, хлопочу по хозяйству, а ребятишки, глядя на меня, тянутся помогать. В нашем доме нет места грусти и лени. Мы всегда заняты делом!».
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 26, 14 июля 2015 г.
Как хорошо,что на свете есть такие ЛЮДИ!