«Посмотрите, цена молока 1,5-процентной жирности всего 36 рублей 90 копеек. Кефира - 25 рублей. А капуста стоит уже 20 рублей вместо 50. Обратите внимание на красный ценник - это социальный товар».
Такими репликами обменивались во время очередного рейда члены межведомственной комиссии при правительстве Пензенской области по проведению мониторинга цен на социально значимые продукты питания и регулированию алкогольного рынка...
НЕ БОЛЬШЕ 5%
«Еще в 2011 году все сетевые компании договорились о пятипроцентной наценке на социально значимые товары, - говорит начальник управления рынка продовольствия и лицензирования Министерства сельского хозяйства Пензенской области Нина Богач. - Другими словами, на 24 вида продуктов питания сетевикам рекомендовано делать наценку не больше чем 5% к оптовой цене».
«Я каждый день хожу в этот магазин, - говорит пенсионерка Надежда Русова. - Пенсия небольшая, поэтому стараюсь покупать только самое необходимое - хлеб, молоко, макаронные изделия, курицу. Цены на продукты питания самые разные, но я всегда ищу красные ценники. Это социальные товары, и цена на них вполне приемлема».
«Товары первой необходимости пользуются сегодня особым спросом среди покупателей, - соглашается управляющая торговым центром Ольга Спирина. - Среди большого ассортимента мы стараемся выделять социально значимые продукты питания специальными ценниками.
К тому же сейчас наблюдается снижение цен на овощную продукцию, свинину, крупяные изделия. А к осени обычно дешевеют подсолнечное масло, гречка, картофель, морковь, лук, капуста, так как уже собран новый урожай».
24 ПРОДУКТА
В категорию социально значимых товаров попадают только самые необходимые для жизни человека продукты. Их список утверждается законодательно (Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и относящийся к нему подзаконный акт - постановление от 17.07.2010 «Об утверждении перечня социально значимых товаров и их предельной стоимости»).
Все эти продукты позволяют не испытывать дефицита в основных витаминах и микроэлементах. Поэтому перечень их не слишком обширен, деликатесов в нем не найти. Логика здесь проста - если потребитель не в состоянии позволить себе шоколад, что ж, он будет пить чай с сахаром. Либо будет искать дополнительный заработок, чтобы иметь возможность купить любимое лакомство.
Итак, что же входит в перечень? Вот список:
• мясо (кроме бескостного) - свинина, говядина, баранина и курица (кроме окорочков); мороженая рыба (только неразделанная);
• масло подсолнечное и сливочное;
• молоко жирностью 2,5% и 3,2%;
• куриные яйца;
• сахар-песок и соль;
• чай (байховый черный);
• пшеничная мука;
• хлеб и хлебобулочные изделия (из пшеничной, ржаной муки и их смесей);
• шлифованный рис; гречка-ядрица; пшено;
• макаронные изделия;
• овощи - картофель, репчатый лук, морковь, белокочанная капуста (свежая);
• фрукты - только яблоки.
ПРАВО ЗАМОРОЗИТЬ ЦЕНЫ
Государство оставляет за собой право регулировать цены на социально значимые товары вне зависимости от ситуации на рынке.
Это исключает возможность использования торговцами и производителями продуктов экономических трудностей для незаконного обогащения и защищает права небогатых граждан России. Однако возможности государства в регулировании цен не безграничны.
«Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 520 «Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» правом заморозить цены на эти продукты власти могут воспользоваться только при одном условии, - поясняет Нина Богач.
- Если в течение одного месяца все дни подряд на территории отдельного субъекта рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, то срок, на который можно зафиксировать предельную стоимость социально значимых продуктов, - 90 дней.
Именно для того, чтобы отследить рост цен на продукты питания первой необходимости, мы еженедельно и проводим рейды по торговым точкам. Хотя согласно Федеральному закону № 381 «Об основах торговой деятельности в РФ» торговые предприятия самостоятельно определяют цены на продаваемые товары».
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 25, 30 июня 2015 г.