На минувшей неделе в Пензе высадился целый десант звезд мировой оперы, театра и кино. Солисты «Новой оперы» Сергей Шеремет и Наталья Креслина, народный артист России Евгений Редько и всенародно любимый Вениамин Смехов — он же Атос (граф де ла Фер) из киноэпопеи «Д'Артаньян и три мушкетера» стали участниками литературно-музыкального вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова.
Конечно же, мы не могли не воспользоваться редкой возможностью пообщаться с Вениамином Борисовичем.
«Не только к творчеству, но и к личности Лермонтова у меня особое отношение! - подчеркнул артист. - Наряду с Пушкиным Михаил Юрьевич — совершенно необъяснимое явление в российской истории.
Очень жалею, что раньше мне не доводилось бывать в «Тарханах», где прошло детство поэта. Но теперь я наконец-то исполню свою давнюю мечту. Когда мне позвонили и сказали, что можно будет съездить в музей-усадьбу, я так переволновался, что накануне отъезда из Москвы даже увидел «Тарханы» во сне».
- Четыре года назад вам к 70-летнему юбилею предлагали звание народного артиста России, но вы отказались. Обиделись на кого-то или считаете, что недостойны?
- Ни то ни другое... Кто-то гонится за званиями, а для меня важнее признание зрителя. Пушкин и Лермонтов не были членами союза писателей, а Высоцкий не имел званий, но их имена остались в истории.
По молодости на меня трижды подавали документы на звание заслуженного, но власти отказывали, считали меня неблагонадежным. Потом я понял, что мне это просто не нужно. Лавров и Ульянов как-то предложили отказаться от этих цацек, сами перестали называть себя народными. И эта идея пришлась мне по вкусу.
А кому-то званий мало, кто-то решает во власть идти. Я Никиту Михалкова очень уважаю как актера и режиссера, это действительно Величина. Но он сейчас везде, его стало слишком много. Или мой друг Коля Губенко: стал коммунистом и депутатом Госдумы, Московской городской думы, в министрах походил. В общем, кто-то живет ради искусства, а кто-то меняет его на разного рода блага...
Хотя не исключаю, что отдельные личности и в самом деле озабочены состоянием дел в стране.
- Правда, что в картину Юнгвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера» вы попали совершенно случайно?
- Нас всех в жизни преследует Его величество случай! Изначально на роль Атоса пробовался Юрий Соломин, затем вроде бы утвердили Василия Ливанова, но тот на съемки просто не явился. Тут-то я и попался на глаза режиссеру — он увидел меня в Театре на Таганке в роли Воланда.
Так было практически со всеми актерами. Миша Боярский изначально должен был играть Рошфора, а Д'Артаньяна — Александр Абдулов. Констанцией должна была стать Евгения Симонова, а сыграла ее Ирина Алферова. Елену Соловей режиссер видел в роли Миледи, но из-за беременности актрисы пришлось приглашать Маргариту Терехову...
— Про казусы на съемочной площадке советских «Трех мушкетеров» уже столько всего порассказали! А вы о чем вспоминаете? — Казусы неприятные то и дело с Мишей Боярским случались. То машина перевернется и он в гипсе не может сниматься, то шпагой ему зуб выбьют и глотку расцарапают...
Мы же тогда все были молодые, веселые... Как тут обойтись без шуток и казусов! Мы в костюмах мушкетеров и за пределами съемочной площадки щеголяли, чуть ли не спали в них.
За нами во Львове постоянно следовал автобус с поклонницами и машина с огромной канистрой вина, вмонтированной в багажник. Так что посиделки прямо на траве происходили постоянно. Георгий Эмильевич не знал, как нас урезонить.
В номерах, где мы жили, везде были понатыканы микрофоны. Все наши слова записывались и попадали на стол к большим чекистским начальникам. А потом Юнгвальд-Хилькевича вызвали на ковер и предъявили эти записи, где Боярский пародировал Брежнева, Дуров Ленина крыл последними словами, анекдоты политические травили...
Режиссер чуть ли не на коленях умолял не давать ход этим записям. К счастью, обошлось.
- Несколько лет назад не стало одного из вашей четверки мушкетеров - Игоря Старыгина. Сейчас вы с Боярским и Смирнитским пересекаетесь?
- Честно говоря, мы и раньше-то, когда Игорь был жив и здоров, вместе почти не собирались. Последний раз это было почти 20 лет назад.
Почему? У каждого свои дела, тем более что живем мы в разных городах. Да и немолоды, тяжелее стали на подъем.
- Фильмы с участием вашей дочери смотрите, оцениваете критическим взглядом?
- Не без того... Алика хорошая артистка. Хотя когда-то я отговаривал ее от этой профессии. Но, если человек делает что-то наперекор, из него обязательно выйдет толк.
- Экономический кризис на вас как-то отражается?
- Да рубль уже вроде бы понемногу укрепляется... В любом случае питаться мне и моим близким кашей, макаронами и хлебом не проблема. Это проблема детей тех, кого санкционировали.
А у нас нет элитной недвижимости, дорогих лимузинов, счетов в швейцарских банках, так что нам нечего терять кроме своих цепей!
Даниил Франк
«Молодой ленинец», № 53, 30 декабря 2014 г.