«Служба 11» - программа о городе и горожанах. В центре ее внимания коммунальные и бытовые проблемы. Герои телесюжетов честно рассказывают о том, что мешает им нормально жить в нашем городе. В эфир программа выходит пять дней в неделю — по будням в 19:00.
С 1 сентября в «Службе 11» поменялся один из ведущих. Место Сергея Федотова, который стал вести программу «Наши новости», занял Андрей Вержбовский, ранее известный телезрителям 11 канала по историческим сюжетам в утренней рубрике и программе «На берегу Суры».
- Андрей, краеведческие телеочерки и «Служба 11», как говорят в Одессе, две большие разницы. Насколько сложным оказался для тебя такой переход?
- Сложности были, но бороться с ними мне помогала и помогает моя партнерша по проекту Мария Калмыкова. Да и Сергей Федотов, прежде чем сдать пост, взял меня с собой на съемки и буквально за один день обучил многим премудростям профессии ведущего «Службы 11».
Первые дни, когда я начал выходить в эфир в качестве ведущего, стараюсь забыть как дурной сон. Например, я умудрился перепутать сюжеты, пришлось буквально на ходу исправлять свою ошибку. А сейчас главное — не сбиться во время чтения текста с экрана телесуфлера.
- Звонки телезрителей помогают создавать атмосферу непринужденной импровизации?
- Ну, это вообще отдельная песня. Иногда пензяки такое выдают — хоть стой, хоть падай! Как-то явно поддатый товарищ заявил: «Я отравился курочкой гриль. Что мне делать?» Что я мог посоветовать? Сказал, чтобы больше он в этом заведении ничего не покупал. В другой раз позвонила пенсионерка: «Сынок, сколько сейчас времени?»
Я в ответ интересуюсь: неужели в доме нет часов? И советую внимательнее посмотреть на экран - там всегда указано время. А она: «Во всем доме, сынок, часов нет. А по телевизору идет только 11 канал, но в уголке экрана цифры не видно, у меня кинескоп старый». Так и пришлось подсказать пожилому человеку точное время.
Думаете, на этом все закончилось? Пенсионерка переспрашивает: «Сколько-сколько?» Я повторяю, а бабушка вновь не слышит, переспрашивает. На третий раз я уже буквально кричал. «Чего же ты хамишь?!» — последовал вместо благодарности ответ, и трубку бросили.
Некоторые телезрители, дозвонившиеся в студию, слишком увлекаются, начинают переходить от темы к теме, эмоции зашкаливают. Поэтому ведущему нужно уметь вовремя прервать монолог собеседника на другом конце провода или направить его в нужное русло. А то разговор о текущих трубах может закончиться критикой в адрес производителей колбасы.
- А есть примеры того, как «Служба 11» оказывает реальную помощь?
- Конечно, ведь мы ради этого и работаем. Например, дорога возле фабрики «Маяк», где мы снимали сюжет, вся была в колдобинах, а через неделю после выхода программы ее заасфальтировали. На улице Луначарского после нашего сюжета починили крыльцо у всех подъездов одного из домов.
Или вот недавно один житель Пензы пожаловался: на столбе уличного освещения установили энергосберегающую лампу, и ничего не видно — сам столб едва различим. А сейчас там нормальное освещение.
В частном секторе после выхода нашего сюжета закрыли люками канализационные колодцы, угрожавшие здоровью пешеходов и автолюбителей.
И это далеко не полный отчет о проделанной работе!
- А бывают ложные вызовы?
- Случаются. Как-то раз пенсионерка пожаловалась, что в квартире под ней постоянно шумят строители. Оказалось, что люди там третий день клеят обои и никаких других строительных работ не проводят. Тогда эта женщина заявила, что она знакома с племянницей Сталина, а Жванецкий ворует у нее стихи, появляясь из будущего... Все стало ясно, и мы поспешили распрощаться.
- Каждый телеведущий старается чем-то выделиться на фоне своих коллег. Ты ставишь перед собой такую задачу?
- Ну, я тоже стараюсь выработать свой стиль. Например, стараюсь добавлять в сюжеты больше динамики, зрелищности, привношу юмор. Приехали недавно снимать помойку, а там бомж нашел старый плеер и наушники. Ну я и попросил его испытать технику. Тот нацепил наушники да еще начал петь «Владимирский централ». Сюжет получился что надо.
А еще, поскольку я продолжаю параллельно вести историческую рубрику, стараюсь добавлять к сюжетам «Службы 11» исторические справки. К примеру, говорю: «Водопровод появился в таком-то году и состоял из чугунных труб, которые постоянно лопались. С тех пор трубы в некоторых районах пребывают в таком же состоянии, и вот вам наглядный пример...»
Или как-то раз я вспомнил, как в Пензу в 1907 году приезжал знаменитый циркач Владимир Дуров. А он любил пообщаться с публикой, уже тогда делал своего рода стендап, как в «Камеди клаб». На вопрос из зала, как ему показался наш город, - Дуров ответил, что в Пензе всего два вида освещения - солнечное и лунное. Тут я заканчиваю мысль: «Прошло 107 лет, а фонари у нас по-прежнему не горят».
- Как у тебя обстоят дела с личной жизнью?
- В этом плане все отлично, у меня давно есть девушка, я ее очень люблю и надеюсь, что это взаимно... Но о свадьбе разговор пока не идет, об этом еще рано думать.
- Планы на будущее?
- В первую очередь очень хочется сделать программу еще более качественной, все, как говорится, для наших дорогих телезрителей. Конечно, если бы меня вдруг пригласили на федеральный канал, то вряд ли стоило бы отказываться уехать в Москву. Но ехать наугад, не имея жилья и протекции...
А вообще моя мечта — снимать документальные фильмы. И необязательно на историческую тему. Но чтобы мечта сбылась, нужно пока зарабатывать себе имя — показать, на что ты способен на своем нынешнем месте.
Даниил Франк
«Молодой ленинец», № 47, 25 ноября 2014 г.